Современные технологии довольно прочно вошли в нашу жизнь. Каждый из нас ежедневно сталкивается с устройствами, которые еще десятилетие назад казались фантастикой. Смартфоны, мессенджеры, расширенная реальность, доступный и качественный Интернет – все это окружает нас, расширяет наши возможности и впечатления. Горожанин уже с трудом представляет свою жизнь без тех возможностей, которые дает ему цифровой мир.
Объемы информации, а вместе с ними и потребности в ее обработке и усвоении колоссально растут в последние десятилетия, расширяются и сферы человеческой деятельности. Однако это расширение имеет и обратную сторону – специальности, которые представлены на современном рынке труда, становятся все более узкоспециализированными. А вместе с ними более узкоспециализированным становится и сознание человека. Все ярче проявляет себя феномен, в рамках которого человек досконально разбирается лишь в той сфере деятельности, в которой занят профессионально. В остальных, пусть даже и базовых, фундаментальных, вопросах человек – невежда. Подобных «специалистов» становится все больше. И процесс этот объективный.
В данной ситуации может возникнуть закономерный вопрос: а не является ли предпрофессиональная подготовка преждевременной, не сужает ли она перспективы учащегося? Или, возможно, подобная подготовка ограничивает кругозор школьника? Лишает ли она выбора или подталкивает к выбору ложному, навеянному модой или большинством? Не станет ли человек в будущем жалеть о сделанном?
С другой стороны, звучат аргументы о том, что предпрофессиональная подготовка помогает школьникам лучше подготовиться к взрослой жизни, осознать свои интересы и выбрать ту сферу деятельности, которая соответствует им.
При этом стоит отметить, что предпрофессиональная подготовка хотя бы отчасти решает довольно серьезную проблему работы не по специальности и безработицы в целом. Имея возможность заранее ознакомиться с различными областями деятельности и попробовать себя в них, учащийся с меньшей вероятностью выберет ту профессию, которая ему неинтересна. И тем самым увеличивается вероятность того, что нынешний школьник и будущий выпускник вуза в одном лице выберет работу по специальности.
Однако для успешной предпрофессиональной подготовки недостаточно благих намерений педагогов или желания учащихся. Не менее важны помимо прочих и такие компоненты, как материально-техническая база, а также целостный подход к учебному процессу. Остановимся на них подробнее. Материальное обеспечение предпрофильной подготовки является одним из важнейших этапов ее организации в учебном заведении. Для каждого из направлений требуется свой особенный набор оборудования и материалов, наличие которых позволит вести образовательный процесс максимально эффективным образом.
Достойное материально-техническое обеспечение подразумевает не только наличие достаточного в количественном и качественном плане переносного оборудования, будь то лабораторный инвентарь или кинокамеры, но и обустройство специализированного помещения, пригодного для проведения занятий в рамках предпрофильной подготовки.
Однако материально-техническое обеспечение необходимый, но недостаточный компонент успешного образовательного процесса. Не менее важным является выработка цельной стратегии. Для этого нужно не только правильно выстроить расписание и включить в набор предметов профильные дисциплины, но и проработать «дорожную карту», которая включает в себя цели, связанные с ними задачи, а также методологию их достижения. Без проработанного плана действий, без единой стратегии достижения цели, как и без четкого осознания последней, достичь результата не получится.
Создавая медиакласс на базе нашей школы, мы стараемся реализовать оба компонента. Предстоит еще много работы, однако уже сейчас ребята участвуют в нескольких проектах, снимают и монтируют медиаконтент, они создали и развивают школьные новостные платформы, ведут страницы своего класса в различных социальных сетях. Они учатся брать интервью, создавать и редактировать сценарии, грамотно выстраивать свои публичные выступления, преодолевать страх работы с аудиторией и многое другое.
Таким образом, необходимо отметить, что современный мир диктует свои условия, в которых учащимся придется прокладывать свой жизненный путь. И предпрофильная подготовка не только не сужает, но лишь расширяет их возможности. Благодаря ей у ребят появляется возможность заранее попробовать себя в тех профессиях и получить те навыки, к которым у них появляется интерес. В то же время она же дает им возможность вовремя понять, что та или иная профессия их не устраивает, тем самым подталкивая к поискам того, что им действительно важно и интересно.
При всех плюсах данная программа очень требовательна к организации учебного процесса, который включает в себя два важнейших компонента: материально-техническое обеспечение и проработку единой и стройной концепции, «дорожной карты» всего проекта. Но трудности, возникающие на пути, при правильном подходе компенсируются значительным положительным результатом – реализацией потенциала ребенка, что для педагога является самой радостной и ценной наградой.
Иван ДАНЧЕНКО, учитель Вешняковской школы
Комментарии