НПО «Информ-система» занимается автоматизацией библиотечных технологий с 1990 года. За это время коллектив организации разработал целое семейство программных средств под общим названием «МАРК». Что собой представляет этот продукт и чем он может быть полезен для системы образования?
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс создает предпосылки для создания на базе сегодняшней школьной библиотеки информационно-библиотечного центра школы. Это подразделение должно располагать всеми средствами новых информационных технологий, предоставляющих получение качественного нового уровня образования и обеспечивающих творческое самообразование учителей и учащихся через сводный доступ к любому виду информации.
Какие задачи призвана решать школьная библиотека? Традиционно к ним относятся:
• информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;
• формирование информационной культуры учащихся, включающей культуру чтения, поиска и обработки информации;
• содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива;
• проведение внеклассной работы на базе информации.
На сегодняшний день решение этих задач невозможно без внедрения современных автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС). Данные системы должны соответствовать современному уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивать решение всего комплекса учебно-образовательных задач настоящего времени. По своим эксплуатационным и эргономическим характеристикам АИБС должны быть доступны для использования пользователями различных категорий.
Последняя разработка НПО «Информ-системы» называется АИБС «MARK-SQL». Она создана на принципах открытых стандартов и интранет/интернет-технологий, обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов и предназначена для библиотек различного уровня и подчинения. С учетом специфики системы образования на базе АИБС «MARK-SQL также создана версия для школьных библиотек.
С ее помощью появилась возможность решать целый ряд весьма сложных и актуальных задач. Среди них:
• модернизация технологии работы школьной библиотеки на основе автоматизации основных библиотечных процессов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;
• использование всех возможностей программно-технических средств школьной библиотеки для формирования (накопления) разнообразных электронных ресурсов библиотеки, максимально способствующих реализации множества целей школьного образования;
• создание условий широкого доступа (прежде всего для учащихся) к собственным информационным ресурсам школьной библиотеки, а также ресурсам других организаций.
Три категории
Разработанная АИБС-версия рассчитана на три категории пользователей с разными функциями и потребностями. Среди них – библиотекари образовательных учреждений, преподаватели и учащиеся.
При работе с АИБС школьный библиотекарь имеет возможность:
• формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке;
• получить доступ к удаленным базам данных;
• ввести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками учебного процесса;
• автоматизировать процесс учета выдачи книг;
• вести автоматизированный учет должников школьной библиотеки по классам;
• формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий;
• получить информацию о читательском спросе, анализировать круг чтения учеников;
• оперативно предоставить информацию об обеспеченности учебного процесса учебниками и дополнительной литературой;
• подготовить необходимые отчеты, использовав готовые формы и автоматический анализ данных.
Воспользовавшись данной системой, учитель может в любой момент:
• подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом, соответствующим школьной тематике;
• получить доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в библиотеке или находящимся в удаленных базах данных через интернет;
• получить информацию об учебниках, как имеющихся в школе, так и рекомендованных для использования, путем доступа к удаленным базам данных;
• проанализировать круг чтения учащихся;
• получить список должников литературы класса.
Ученику же АИБС позволяет без проблем найти литературу по интересующей его теме, воспользовавшись электронным каталогом школьной библиотеки и возможностями поиска в удаленных базах данных федеральных, университетских и муниципальных библиотек и информационных центров России и за рубежом.
Разработанная программа стала победителем тендера, организованного Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). В рамках этого проекта в июне 2004 г. была осуществлена поставка в 39512 школ субъектов РФ (кроме Москвы и Санкт-Петербурга).
Время подводить итоги
За прошедшие 3 года общее количество поставленных АИБС увеличилось почти на 1000 комплектов. Это были как централизованные поставки, например, в Самарскую область, в Челябинскую область, так и разовые покупки по всей территории Российской Федерации.
За прошедший период были созданы новые версии программы, которые включали обновленный список Федерального перечня учебников, новые функциональные возможности, изменения, связанные с приведением в соответствие с ГОСТом 7.1-2003 г.
Все три года консультации можно было получить по телефону «горячей линии», по электронной почте, а также на форуме.
Пока еще актуальным является вопрос, связанный с уровнем профессиональной подготовки школьного библиотекаря в области ИКТ. Именно поэтому внедрение новых информационных технологий неразрывно связано с переподготовкой и обучением работников в этой сфере деятельности. Тендер, организованный в рамках НФПК, не предусматривал обучения библиотекарей по работе с АИБС. И это оказалось «узким» местом при внедрении системы.
Чтобы решить данную проблему, на первом этапе в рамках Инновационного проекта развития образования была разработана программа обучения для тьюторов-библиотекарей образовательных учреждений, подготовлен комплекс дидактических материалов и проведены серии апробационных семинаров на базе Федерации Интернет Образования. На этих семинарах были обучены несколько десятков тьюторов из 18 регионов Российской Федерации. Предполагалось, что в дальнейшем эти специалисты должны обеспечить высокий уровень подготовки школьных библиотекарей в своих субъектах РФ. В некоторых регионах на местах также были организованы и проведены курсы по обучению школьных библиотекарей основам компьютерной грамотности и работе с АИБС «MARK-SQL».
Совместно с некоторыми образовательными СМИ был осуществлен проект «Школа МАРК», призванный донести до заинтересованных материалы по работе с АИБС. Но по сравнению с количеством пользователей, которых надо было обучить, этого было явно недостаточно.
Актуальность эффективного использования АИБС для работы с электронными ресурсами еще более возросла в связи со стартом приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого предусматривается подключение к сети «Интернет» всех школ России. Логично было бы организовать регулярное обучение пользователей с применением дистанционных образовательных технологий, с консультациями обучающихся в режимах off-line и on-line.
В середине 2006 года Федеральное агентство по образованию объявило конкурс по проекту «Разработка обучающей интернет-системы по работе с АИБС «MARK-SQL-версия для школьных библиотек».
Целью этого проекта была разработка электронной версии методических материалов для тьюторов-библиотекарей, а также создание обучающей интернет-системы и организации дистанционного обучения пользованию АИБС для всех категорий пользователей.
Обучение через Интернет
Проект был реализован НПО «Информ-система» в декабре 2006 года.
Учебная программа ориентирована на реализацию преимущественно дистанционных образовательных технологий: до 60% учебного времени отводится работе с обучающей интернет-системой (включая автоматизированный контроль знаний и дистанционное консультирование), не менее 35 процентов – практическим занятиям с АИБС «MARK-SQL-версия для школьных библиотек» и около 5 процентов – на итоговую аттестацию. Учебная программа включает изучение полного набора функций АИБС и связанных с ними систем терминов и понятий.
Обучающая интернет-система АИБС «MARK-SQL» создана на основе архитектуры клиент-сервер с доступом через web-сайт. Интерфейс для доступа к ним реализован на основе стандартного web-браузера.
Разработанный учебно-методический материал для обучающей интернет-системы представлен в виде иерархической гипертекстовой структуры, соответствующей основным тематическим разделам учебной программы. Также даны подробные методические указания для самостоятельного изучения учебного материала, связанного с практическим выполнением основных пользовательских операций различными категориями пользователей АИБС.
В обучающей системе предусмотрены разнообразные способы доступа к учебному материалу:
• через содержание (оглавление);
• с помощью навигации по учебному материалу (просмотровые последовательности, гиперссылки);
• с помощью формирования поисковых образов;
• через глоссарий;
• через предметный указатель.
Программный прототип обучающей интернет-системы обеспечивает реализацию всех типовых режимов сетевых дистанционных образовательных технологий:
• регистрацию пользователей и формирование протоколов их работы;
• представление учебно-методического материала в виде наборов web-страниц;
• доступ к учебно-методическим материалам (в соответствии с категорией пользователей) с помощью наиболее распространенных web-браузеров;
• технологическую поддержку процессов дистанционного консультирования с помощью средств электронной почты, форума;
• текущий, рубежный и итоговый контроль знаний (на основе тестов с различными формами ввода ответов);
• технологическую поддержку режимов автоматизированного контроля знаний учащихся с использованием практических заданий по выполнению отдельных реальных функций АИБС.
Для организации автоматизированного контроля знаний реализованы тесты с выборочной формой ответа.
Интернет-система функционирует с января 2007 года. Записаться на бесплатное обучение можно по адресу: www.informsystema.ru:8000 или на сайте www.informsystema.ru. Еженедельно по понедельникам формируются группы по предварительным заявкам для библиотекарей, преподавателей, учеников. Каждый слушатель занимается по своему плану.
Есть все основания полагать, что с введением обучающей интернет-системы АИБС «MARK-SQL» процесс автоматизации школьных библиотек будет происходить в более короткие сроки.
Людмила ЛЕВОВА, заместитель генерального директора НПО «Информ-система»; Ирина КУЗИНА,
специалист группы разработки программного обеспечения
Комментарии