На совете районного отдела образования директора 4-й тамбовской школы Виталия Самгина попросили подняться на трибуну и рассказать, каким образом в эпоху тотального нефинансирования ему удалось наполнить школьную казну. Способов оказалось достаточно.
Первый. Работа в колхозе, куда Самгин летом отправлялся вместе со школьниками. Едут желающие – те, кому негде, да и не с кем проводить каникулы. Работают не только на школу, но и на себя. Деньги за прополку сахарной свеклы идут в школьный бюджет, а яблоки из колхозного сада (на совершенно законных основаниях) – ребятам: кто сколько увезет. Родители варят на зиму компот или варенье. Небольшое примечание: директор едет с ребятами один – без завучей и родительниц – чтоб дисциплина!..
Второй. Сбор макулатуры и металлолома. Если кто-нибудь возразит, что такого уже не бывает, глубоко ошибается. Пока отечественная промышленность не разучилась еще делать школьные тетради, макулатура ей нужна. А сколько тонн может собрать орава в тысячу человек!
Третий. В школе соорудили киоск, торгующий канцтоварами. “Киоск” – сильно сказано: две парты, составленные буквой “Т”. На переменах здесь толпятся дети: у кого паста кончилась, кто ластик в туалетном бачке утопил. Стоит это копейки, но небольшую прибыль школе все же приносит.
Четвертый. Аренда. Прибыль от нее исчисляется не рублями, а метрами и килограммами. Например, такое торжественное событие, как свадьба, проведенное в школьной столовой, обернулось банками краски и куском линолеума, которые пошли на ремонт самой же столовой. Почему бы не взять деньгами? Сразу возникает масса проблем: составление договора аренды, перечисление суммы на спецсчет централизованной бухгалтерии, снятие со счета… Словом, если свадьба была в августе, то к началу учебного года купить краску и отремонтировать столовую не успели бы. А красить стены во время занятий, тем более в столовой…
Пятый. В экономике есть понятия “интенсивный” и “экстенсивный” путь развития. Так вот, пятый способ зарабатывания денег можно было бы назвать экстенсивным: ежемесячно с учеников собирали по… три рубля. Разумеется, малоимущие семьи исключались – им, наоборот, доплачивают, правда, не наличными, а продуктами питания.
Согласитесь, ежемесячные “поборы” нельзя назвать ощутимыми – они сравнимы разве что со стоимостью проезда в автобусе. Я знаю школы, где меньше чем сотней в месяц не обойдешься.
В общем, около пятнадцати тысяч в год пятый способ приносит.
Расскажу теперь о школе. Отремонтирована. Крыша не течет. Батареи горячие. Фотообои, искусственные цветы, фонтанчик и телевизор “PHILIPS” в игровой комнате. Стены в рекреациях расписаны в стиле русских народных сказок. И это при том, что муниципалитет не очень-то щедр на ремонтные расходы…
Виталий Самгин – географ. Причем географию он знает не по карте: еще в эпоху социализма успел объездить чуть ли не весь земной шар. А в свадебное путешествие отправился во Вьетнам. Более экзотической страны видеть ему не приходилось. Потом начались перестройка, безденежье, и о своей тяге к странствиям Виталий Николаевич вспомнил, лишь когда ему предложили вступить в домостроительный кооператив. Роно строило дом для учителей. Впервые в жизни у человека появилась возможность выехать из своей избушки в благоустроенную квартиру. Но для этого понадобились деньги.
Два шоп-рейса в Эмираты принесли Самгину долг в пять тысяч долларов, инсульт в 42 года и… пожалуй, все. Карьера “челнока” оказалась для директора школы более чем неудачной. К счастью, инициативу подхватила жена: сама летала в Турцию и торговала вещами на рынке. Так что кооператив все-таки оплатили. То, что не получилось из директора “челнока”, наверное, к лучшему, иначе некому было бы с ребятами за яблоками ездить.
Никита ДМИТРИЕВ
Тамбов
Комментарии