В последние годы проектирование как вид управленческой деятельности перестает быть экзотической инновацией и становится одним из приоритетных направлений работы учреждений образования. Поэтому неудивительно, что проектное управление уверенно занимает прочное место в содержании подготовки магистрантов по направлению «педагогическое образование».
Однако проектный подход к разработке и проведению занятий пока остается terra incognita в образовательном пространстве. Именно поэтому в программе подготовки магистрантов по направлению «Бизнес-педагогика» уделяют особое внимание проектному подходу в разработке содержания и методического обеспечения обучения. Отмечу, что название магистерской программы в общественном сознании часто связывают с организацией бизнеса в образовательной сфере. Но это совсем не так. Основная цель программы «Бизнес-педагогика» – подготовить специалистов-педагогов, бизнес-тренеров, преподавателей, которые при помощи обучения смогут решать задачи развития не только бизнеса, но и государственных структур, бюджетных учреждений. Поэтому в магистерской программе обучения «Бизнес-педагогика» сегодня учат бизнес-тренеров – фрилансеров, преподавателей системы дополнительного обучения, преподавателей колледжей и вузов, бизнес-тренеров, представляющих корпоративные учебные центры крупных отечественных компаний. Всех участников программы объединяет то, что обучение (причем, как правило, обучение взрослых), вне зависимости от структуры, их основная профессиональная деятельность.В условиях тотальной оптимизации акцент на подготовку и переподготовку педагогических кадров, которые смогут решать новые сложные задачи, становится новым приоритетом педагогического образования. В связи с этим в программе обучения магистрантов «Бизнес-педагогика» уделяют специальное внимание проектному подходу как современной педагогической технологии. Под педагогической технологией мы понимаем последовательность учебных действий и процедур, которые предсказуемо приводят к результатам обучения. В предложенной педагогической технологии, с одной стороны, в качестве предмета выступает собственно проектная деятельность по разработке содержания и осуществлению процесса обучения. С другой стороны, магистранты постоянно вовлечены в процесс самостоятельного проектирования учебных программ для различных целевых групп: школьников, студентов, взрослых, специалистов.Программа обучения разделена на четыре основных содержательных модуля: контекст бизнес-обучения, технологии бизнес-обучения, содержание бизнес-обучения, анализ и исследования в области бизнес-обучения. В ходе модульного обучения предусмотрены различные тематические курсы, однако общим для всех модулей и всей программы стала инновационная форма обучения – проектный семинар. Дело в том, что проектирование и вовлечение в самостоятельное проектирование стали основными способами обучения магистрантов. Поэтому ключевая форма и единица учебного процесса – проектный семинар. Проектный семинар – это структура организации каждого занятия, нацеленного на формирование конкретных аналитических, педагогических, проектных и коммуникативных компетенций. Именно поэтому весь учебный процесс построен в виде системы междисциплинарных проектных семинаров, где ключевую роль играет практическая деятельность по проектированию учебных программ для самых разных ситуаций и задач: обеспечение досуга, организация бизнес-процессов, обучение детей и взрослых. Структура каждого проектного семинара обязательно включает в себя четыре последовательных компонента: лекционную часть, задание для групповой или индивидуальной работы, презентацию магистрантами выполненного задания и анализ выполненной групповой работы. Это позволяет поэтапно вовлекать магистрантов в освоение структуры проектной деятельности в обучении, формировать и отрабатывать практические навыки и компетенции, получать результаты не по окончании, а уже в процессе обучения. Кроме того, это позволяет обучить самих магистрантов осваивать и применять проектные образовательные технологии в собственной педагогической практике. Таким образом, проектный подход создает условия для освоения современными педагогами нового предметного и методического обеспечения профессиональной педагогической деятельности, обеспечивает для них широкие возможности практического применения полученных навыков в собственной педагогической деятельности.Н.ЖАДЬКО, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами МГПУ
Комментарии