Евгений КОВТУН, учитель истории и обществознания школы №556:
– Какими качествами должен обладать предприниматель? Долгое время специалисты спорили, являются предпринимательские способности врожденными или их можно приобрести. А какие качества являются основными? Практичность, рискованность или трудолюбие?
Конечно, личные качества играют большую роль, но все же, как показывают исследования и практика, не существует типа личности, не пригодной для ведения бизнеса. Как нет и качеств, которые гарантируют успех. Специалисты замечают: если у вас есть все задатки успешного предпринимателя, но нет стоящего бизнес-проекта и развитого умения мыслить проектами, запустить свое дело у вас не получится.
Проекты окружают нас повсюду. Представляя себе образ чего-то нового и желанного, имея необходимые ресурсы, мы тщательно контролируем шаги достижения поставленной цели, то есть создаем проект. Ученики предпринимательских классов школы №556 активно развивают свое умение мыслить проектно и формировать на основе своих идей планы и алгоритмы их реализации. Ребята из предпринимательских классов понимают, что проект станет успешным только в том случае, если сам автор будет в нем заинтересован, и не ограничивают себя в выборе тем.
Наши ученики очень разносторонние личности: увлечение историей, химией, спортом, волонтерством или модой помогает им понять, в какой сфере они планируют развивать свою бизнес-идею. Так, ученики 10-11‑х классов уже планируют создать свой бизнес-план по производству модной одежды, по открытию ресторана, представляющего кухни народов России, или маркетингового исследования по распространению идей волонтерской помощи бездомным животным и др. Каждая идея сочетает в себе разнообразные увлечения ребят с бизнес- или маркетинговой составляющей.
Важным моментом в развитии школьных проектов является поддержка педагогов и родителей. Многие взрослые заинтересованы в идеях учеников, понимая их креативность и перспективность. Наши учителя всегда готовы помочь с теоретической и организационной частями. Важным моментом является совместная работа учителей проектного офиса, в чьем составе присутствуют специалисты разных направлений. Так, учителя истории и информатики активно работают над развитием проекта ученицы 10‑го класса, который посвящен созданию интерактивного портала для учителей истории и любителей исторических знаний. Родители наших учеников в свою очередь активно делятся своими опытом и знаниями в разных сферах, помогая в развитии проектов своим детям и их одноклассникам.
Кроме учителей школы менторство над проектами берут и коллеги из высших учебных заведений. Научно-преподавательский состав, а также студенты помогают в развитии маркетинговых и бизнес-умений, дают советы по внутреннему дизайну практических работ и исследований. Наша школа сотрудничает с такими университетами, как ИПУ РАН имени В.А.Трапезникова, РЭУ имени Г.В.Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ, НИУ «Высшая школа экономики». Все эти высшие учебные заведения активно помогают в профориентационной и проектной деятельности школам – участницам проекта. Школьники посещают мастер-классы, вебинары, участвуют в тематических программах дополнительного образования, где получают экспертную помощь и необходимые консультации. Педагоги и представители университетов активно проводят мастер-классы, занятия и на базе школ-партнеров.
Важной составляющей в развитии проекта является его экспертная оценка. Для оценки проектных работ и бизнес-идей в системе московского образования проводится множество конкурсов и акселераторов, организованных с крупнейшими компаниями-партнерами. Наши ребята являются участниками таких мероприятий и конкурсов, как культурно-просветительский акселератор «Молодежная школа уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве (MOS.МШУ)», научно-практическая конференция «Наука для жизни», Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ и др. Участвуя в данных проектах, ученики получают бесценный опыт и рекомендации для дальнейшего развития своих бизнес-идей. В этом году наши молодые предприниматели активно готовятся к предстоящим конкурсам, разрабатывая новые идеи, развивая имеющиеся.
Наши ученики уже подали свои бизнес-идеи на несколько кейс-чемпионатов и на программы по развитию бизнес-идей. А мы желаем всем юным предпринимателям только удачи и веры в свои силы!
Павел ТУПИКИН, учитель истории и обществознания школы №1173:
– Проект «Предпринимательский класс» сегодня является одним из самых востребованных в московской системе образования. Это неудивительно. Именно в рамках этого направления учащиеся-десятиклассники развивают свое предпринимательское мышление, осваивают навыки проектного управления, а также получают возможность реализовать важнейшие soft и hard skills: умение работать в команде, навыки публичной презентации, умение подвергать анализу собственные идеи, исследовать внешние данные и проводить необходимые расчеты финансовых показателей, чтобы обосновать жизнеспособность выбранной идеи.
В школе №1173 уже второй год подряд наблюдается повышенный интерес к проблемам предпринимательской деятельности. В 2021-2022 учебном году в рамках системы дополнительного образования была создана группа подготовки к конкурсам и чемпионатам по предпринимательству. Школьники с интересом и нескрываемым энтузиазмом включились в эту увлекательную и новую для них работу. Они получили отличную возможность реализовать собственные бизнес-проекты, услышали объективную экспертную оценку своей деятельности от практикующих предпринимателей, смогли представить данные проекты в рамках различных конкурсов по предпринимательству. В результате проделанной работы ребята завоевали золотые медали чемпионата «Московские мастера» по предпринимательству, презентовали собственные проекты в рамках бизнес-акселератора «МОС.МШУ», выступили на форуме FOXNET, получив менторскую поддержку от представителей Ассоциации предпринимателей Москвы.
Участие в проекте и открытие 10‑го предпринимательского класса стали весьма актуальными для наших ребят. Школьники приняли участие в образовательных мероприятиях МГИМО в рамках курса «Университетские субботы». В сентябре 2022 года школа стала площадкой для проведения фестиваля по финансовой грамотности. Помимо стандартных мероприятий были проведены мастер-классы для подготовки к олимпиадам по основам бизнеса, экономике и финансовой грамотности, а также по разработке собственного бизнес-проекта. На последнем мастер-классе школьники попробовали сформулировать собственную бизнес-идею, используя различные методы генерации, провели конкурентный анализ, проанализировали возможные риски бизнеса, определили типичный портрет клиента.
На протяжении полутора месяцев учащиеся предпринимательского класса готовят проекты для участия в кейс-чемпионате по предпринимательству НИУ ВШЭ. На сегодня подготовлены материалы для первого этапа (визитка команды), активно ведется работа по созданию бизнес-планов и финансовых моделей проекта.
По мнению самих ребят, эти полтора месяца обучения в предпринимательском классе очень изменили их. Школьники стали намного самостоятельнее и смелее в выборе и формулировках предпринимательских идей, настойчивее и трудолюбивее в учебе, потому что постепенно приходит осознание значимости своего профессионального выбора. Надеемся, что все это только начало и впереди школьников ждет еще много новых встреч, творческой деятельности, разнообразных активностей и побед.
Комментарии