Тема сотрудничества образования и бизнеса стала сегодня чрезвычайно популярной. Одна за другой проходят конференции, где разгораются жаркие споры. Правда, спорят не о том, должен бизнес помогать или не должен, а о том, как помочь ему самому. Ведь до сих пор государство не ударило пальцем о палец, чтобы хоть как-то сделать привлекательным процесс не только благотворительности и меценатства, но даже инвестирования, к которому всех призывает. По сути дела, бизнесмен, вложивший деньги в образование, пока не имеет никаких привилегий. Чтобы решить проблему на законодательном уровне, Совет Федерации провел конференцию «Приоритетные национальные проекты: партнерство государства и бизнеса».
Николай ГРИЦЕНКО, президент Академии труда и социальных отношений: Во все времена и при всех экономиках образование – объект вложений
Все страны, которые когда-либо выходили из кризиса, основной упор делали на развитие образования. Во все времена, при всех экономиках образование – объект вложений, который нужен для воспроизводства рабочей силы. Если работодатель сегодня вкладывает ресурсы в вещественные элементы производительных сил, то он точно так же должен заботиться о развитии основной производительной силы. Поэтому разговор должен сводиться не к выпрашиванию средств у бизнеса, а к напоминанию о его социальной ответственности за развитие производительных сил в стране.
Среди возможных форм сотрудничества государства и бизнеса я бы назвал следующие. Это прежде всего участие бизнеса в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, в учебно-методической работе, в разработке образовательных стандартов, квалификационных характеристик, учебных планов, в формировании регионального и вузовского компонентов, в создании учебников, в преподавательской деятельности, в совместной разработке тематики курсовых и дипломных работ, в разработке требований к выпускникам вузов. Не менее важно участие в научной деятельности, в работе научных объединений, технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, в создании и развитии учебных лабораторий, базовых кафедр, которые могли бы стать организационными и структурными формами соединения слагаемых для инновационной деятельности и творческой работы, в том числе и студентов. Если работодатели смогут предлагать актуальные темы для дипломов, кандидатских и докторских диссертаций, то возникнет необходимость в совместной договорной работе с сохранением за вузами права на продукты интеллектуальной деятельности. Сегодня вузы не имеют такого права в рамках хоздоговоров, результаты их работы становятся автоматически собственностью предприятий и организаций.
Необходимо также решить комплекс вопросов, касающихся студенческой практики, так как из-за низкой оплаты специалистов-руководителей предприятия не помогают вузам в организации такой практики. Между тем нужно было бы определиться с базами, где студент мог бы работать и получить трудовую книжку. Запись в трудовой книжке поможет ему впоследствии устроиться на работу.
Наконец, архинеобходимо обеспечивать трудоустройство выпускников вузов, предоставляя им первое рабочее место на основе квотирования. Часто мы сталкиваемся с тем, что предприятие не может предоставить первое рабочее место выпускнику, ссылаясь на разные причины.
В Законе «Об образовании» РФ была предусмотрена система налоговых льгот предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, а также гражданам, вкладывающим свои средства в развитие системы образования. Теперь из закона эти статьи исключили, ссылаясь на то, что это положение не относится к нормам отраслевого закона, но не включили его в финансовые, налоговые и другие законы. Считаю, что эти нормы нужно восстановить – как это было раньше – в Налоговом кодексе РФ.
Анатолий ДЕМЬЯНЧЕНКО, президент Межгосударственной ассоциации последипломного образования: Восстановите приоритеты
Будущее страны невозможно без настоящего, а настоящее требует новых навыков и умений уже работающих, то есть непрерывного образования. Обучение своих работников легче финансируется работодателем, но не все работодатели этим занимаются, хотя и обязаны. Передовой работодатель рассматривает затраты на обучение своих работников как инвестиции в свой бизнес. В Законе «Об образовании» был пункт, внесенный по нашей инициативе, обязывающий работодателя определенный процент фонда зарплаты тратить на подготовку своих работников, однако он отменен 122-м законом вместе со всей статьей, дающей гарантии приоритетности образования. Эту статью нужно в законе восстановить. Когда есть национальный проект, когда говорят о приоритетности образования, абсурдно изымать из закона статью о государственных гарантиях приоритетности образования. Иначе разговаривать с бизнесом будет очень трудно.
Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы: Зачем корпорации открывают вузы?
Меня настораживает то, что крупные российские предприятия и организации уже создали более 15 своих корпоративных учебных заведений. Это означает, что выпускники наших вузов их не устраивают. Сегодня уже создаются корпоративные учреждения в системе среднего образования. Мне кажется, дело в несостыковке, а не только в выделении или невыделении средств. Если корпорации открывают свои учебные заведения, значит, не срабатывают все формы сотрудничества государства и бизнеса.
Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке: Локальные эксперименты предпочтительнее
Есть восемь форм, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны для реализации партнерства бизнеса и высшей школы. Эти формы отработаны на практике, и перед нами, законодателями, стоит вопрос, как сделать, чтобы они активно внедрялись, какие законы нам нужно принять в поддержку этого процесса, наконец, в какие сроки эти законы могут быть приняты.
Первая форма сотрудничества – двухсторонние договоры «вуз-работодатель» – стала уже довольно распространенной. Например, крупные работодатели-монополисты заключают договоры с несколькими вузами. Это «Российские железные дороги», питерские «Адмиралтейские верфи» и «Силовые машины», РАО ЕЭС и другие.
Вторая форма – трехсторонние договоры, когда как равный партнер к договору подключается еще и студент. В этом случае в процессе учебы студент ориентируется на конкретного работодателя.
Третья форма – разработка профессиональных стандартов по квалификации и квалификационной характеристике, чем сегодня активно занимается рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей, нашего комитета Госдумы РФ, Рособразования, Совета Федерации, Министерства образования и науки РФ.
Четвертая форма – участие работодателей в государственных аттестационных комиссиях, что довольно часто применяется в вузах. Работодатели заинтересованы в участии в таких комиссиях, отбирая лучших выпускников и обеспечивая их трудоустройство.
Пятая форма – участие работодателей в работе попечительских и наблюдательных советов, а также ученых советов вузов. Правда, тут возникают сложности. Эффективной эта форма сотрудничества может быть только в том случае, когда работодатель серьезно помогает высшему учебному заведению и этим демонстрирует свою готовность к работе в попечительском и наблюдательном советах. Наделив работодателя правом голоса в управлении вузом, можно создать условия для работы как раз экономического фактора.
Шестая форма – базовые кафедры. Хорошо забытое старое. Сейчас идет процесс возрождения базовых кафедр на предприятиях. Это направление, как и сами базовые предприятия, архинужны не только для высшего, но и для начального и среднего профессионального образования.
Седьмая форма – образовательный кредит, эксперимент по которому разработан Министерством образования и науки РФ и профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации.
Восьмая форма – соучредительство. Тот эксперимент, в разработке которого активно участвует Экономическая академия имени Плеханова и фирма «Крэйн». После выступления министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в Санкт-Петербурге был задан вопрос: будет ли в ближайшее время этот эксперимент охватывать и другие вузы. Андрей Александрович совершенно справедливо отметил сложность проведения таких экспериментов, поскольку все зависит от наличия запросов от крупных работодателей и их желания поддерживать вузы. Хочу добавить, что все зависит еще и от того, насколько успешен будет эксперимент в Экономической академии.
Все восемь форм взаимодействия государства и бизнеса нуждаются в государственной поддержке, в том числе на законодательном уровне. Прежде всего нужно сделать так, чтобы затраты на подготовку кадров, которые несет работодатель, относили не к прибыли, а включали в себестоимость, иначе идет двойное налогообложение, и у работодателя снижается интерес к сотрудничеству с системой образования. Ведь деньги нужно вкладывать сегодня, а специалистов ты получишь завтра или послезавтра. Если мы законодательно отнесем эти затраты к себестоимости, это будет большая поддержка не только работодателю, но и образованию.
Роль государственной поддержки образовательного кредита может выразиться в снижении процентной ставки и в определенных гарантиях возврата кредита. Тут прежде всего должны быть выполнены серьезные расчеты и дан ответ на важный вопрос: войдут ли получившие кредит в число тех 170 бюджетных студентов, которые приходятся на 10 тысяч населения, или это будет происходить в рамках платного образования. Но платное образование у нас не финансируется через федеральный бюджет. Думаю, нужно очень внимательно отнестись ко всем возникающим проблемам. Президент России Владимир Путин на встрече с предпринимателями поддержал идею образовательного кредита, поэтому, уверена, ответы на все актуальные вопросы мы получим в ближайшее время.
Чрезвычайно важен и сложен вопрос о соучредительстве. Экономическая академия имени Плеханова предлагает работодателю не выкупать основные фонды, а добавлять к стоимости фондов свою финансовую составляющую с тем, чтобы бюджет вуза удваивался и параллельно возрастали возможности для укрепления материальной базы и реализации самых разнообразных учебных программ. Здесь много тонкостей, документы для проведения эксперимента еще не отработаны, и решение о его начале не принято, но продвижение в этом направлении имеется.
Нам необходимо проводить локальные эксперименты по всем формам сотрудничества государства и бизнеса, не затевая крупномасштабных, с тем чтобы, пошагово продвигаясь вперед, отбирать самое полезное и для образования, и для бизнеса.
Комментарии