search
main
0

Бизнес без акцента. Учебный курс «Английский язык как средство делового общения»

Современный мир – это мир деловых людей. Каждый человек независимо от возраста, должности и звания вовлечен в этот мир. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, провозглашенные Советом Европы в 1996 году, призваны способствовать личному и профессиональному становлению людей, развитию межличностного общения, межкультурных и международных обменов. Сегодня во всем мире на английском языке говорят более 750 миллионов человек, и почти для половины из них он является родным языком. Три четверти деловой переписки земного шара, телексов, телеграмм, более половины мировых технических и научных изданий, передача 80% информации, собранной в компьютерах мира, и около половины коммерческих и политических сделок ведутся на английском языке. Необходимость изучать английский язык с ориентацией на практическое использование его в сфере делового общения усиливается. Следует отметить, что учащиеся старших классов осознают значимость самореализации и социокультурной компетенции в современном деловом мире.

Курс «Английский язык как средство делового общения» предназначен для учащихся старших классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. Также курс может быть доступен лицам, владеющим основами нормативной грамматики и имеющим определенный запас общеупотребительной лексики.

Курс «Английский язык как средство делового общения» рассчитан на 64 академических часа в год (2 часа в неделю).

Основная цель курса полностью совпадает с целью обучения английскому языку и раскрывается во взаимосвязи четырех ее компонентов: образовательного, развивающего, воспитательного и практического.

Данный курс имеет цели:

обучающие:

формирование и развитие социолингвистической компетенции, способности использовать и преобразовывать речевые единицы в соответствии с ситуацией делового общения;

формирование и развитие социокультурной компетенции, необходимой и достаточной в условиях официального общения в деловых кругах;

развивающие:

развитие коммуникабельности, культуры общения и межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности;

воспитательные:

развитие самообразовательного потенциала старшеклассников при изучении курса в сочетании с другими экономическими и поликультурными дисциплинами; воспитание уважения морально-этических норм, специфики поведения представителей иных культур.

Задачи курса:

создание условий для адаптации к миру делового общения;

обучение этике делового общения;

обучение приемам ведения дискуссии;

овладение приемами самоконтроля и контроля.

Содержание и структура курса обусловливаются методическими принципами и подходами к обучению языку. Успешное овладение английским языком как средством делового общения зависит от реализации следующих факторов:

1) отказ от авторитарного стиля преподавания;

2) ориентация на личностные качества обучающегося и уже имеющиеся знания основ английского языка;

3) учет возрастных особенностей и потребностей учащихся;

4) принцип «учение без принуждения»;

5) понимание англоязычной коммуникации как побуждение партнера к обратному действию речевого и неречевого порядка.

Методические принципы:

сознательно-коммуникативный принцип;

принцип деятельности;

принцип вычленения конкретных ориентиров;

принцип эффективности.

Учащиеся должны постепенно входить в мир деловых людей и начинать его освоение с привычной для них стороны – потребитель и пользователь.

Курс «Английский язык как средство делового общения» разделен на пять циклов-уроков (units). Организация учебного материала курса может быть названа ситуативно-тематической, так как предполагает углубленное изучение и закрепление навыков устной и письменной речи по следующим темам:

1. Applying for a Job. Устройство на работу:

выбор профессии с учетом своих склонностей и способностей;

порядок поступления на работу;

работа в офисе;

структура компании;

представление коллег, светская беседа.

2. Using the Telephone. Пользование телефоном:

язык телефонного общения;

деловой разговор по телефону;

осуществление заказа по телефону, обсуждение сделки.

3. Business Letters. Деловые письма:

структура делового письма;

стили написания деловых писем;

виды деловых писем.

4. Meetings and Prices. Ведение переговоров, обсуждение цен:

назначение деловой встречи;

язык переговоров;

проведение деловой встречи и заключение сделки.

5. Advertising. Реклама:

роль рекламы в жизни потребителя;

язык рекламы;

презентация товара, компании.

Структура курса позволяет учащимся в каждом следующем цикле уроков применять приобретенные знания и совершенствовать навыки и умения делового общения в письменной и устной речи.

В основе методической организации учебного процесса на уроках курса «Английский язык как средство делового общения» лежат коммуникативный принцип и деятельностно-коммуникативный метод:

обучение осуществляется только на английском языке;

из всех видов речевой деятельности предпочтение отдается говорению и аудированию, поскольку в центре внимания речевая практика;

обеспечивается максимальное участие каждого ученика в коммуникативной деятельности и подготовке к ней;

отбор лексики производится в соответствии с принципом употребительности в ситуациях делового общения, внимание обращается на изучение клише, являющихся основой общения в деловом мире;

речевой материал вводится и тренируется в ситуациях, которые впоследствии воспроизводятся обучаемыми и дополняются новыми элементами;

грамматический материал рассматривается лишь при повторяемости ошибки и отрабатывается на уроках английского языка.

Необходимо также использовать элементы интерактивной методики: ролевые игры, проектные работы, групповые задания, поскольку обучение через совместную творческую деятельность является наиболее эффективным при изучении языка делового общения и настраивает учащихся на сотрудничество и взаимоподдержку.

Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Учащиеся также используют компьютерные технологии для выполнения проектов, например, при создании проекта по темам «Реклама товара» или «Структура компании».

Можно использовать и элементы интенсивной методики. Интенсивный метод обучения объединяет учебную ситуацию с реальной коммуникацией и базируется на высокой мотивации общения. Коммуникативное задание формируется учителем и обращено ко всей группе. Оно помогает учащимся также определить цель предстоящего речевого действия. Чтобы обеспечить формирование цели речевых действий у обучаемых, в формулировку коммуникативного задания включаются:

а) описание ситуации общения, предполагающей действие конкретных лиц в определенных обстоятельствах;

б) коммуникативные намерения партнеров общения;

в) средства и способы высказывания.

Here is the page from your diary for 27th June. Bob Logan telephones to change the 10 a.m. meeting because he has a dentist’s appointment. He wants to arrange another meeting.

Arrange a meeting with Bob Logan. Respond to him.

Перед учителем стоит важнейшая задача – правильно сформулировать коммуникативное задание. В задании указывается ситуация общения, его предмет, цель или мотив. Учитель следит за работой каждой микрогруппы, исправляя ошибки.

Успешному овладению языком «делового общения» способствуют различные формы организации учебной деятельности.

1. Работа в парах. В этом случае ставится однотипное задание для всех. Пары работают одновременно.

2. Работа в малой группе (по три-четыре человека). В этом случае задание могут формулироваться для каждой группы отдельно.

3. Коллективная работа, при которой организуется обсуждение проблемы.

4. Аудио- и видеоуроки направлены на формирование у учащихся личностного отношения к услышанному и увиденному. Их достоинством является сила эмоционального воздействия на учащихся. На таких уроках просмотр эпизодов фильма с целью проговаривания реплик синхронно с героем является наиболее увлекательной формой работы. На данных уроках с применением аудио- и видеоматериалов используются ролевые игры.

5. Деловая и ролевая игры, которые одновременно являются формой и методом организации обучения, могут быть использованы при работе в парах и группах. Таким образом, она способствует созданию атмосферы, свободной от страха перед высказыванием.

На уроках используются разные виды упражнений, цель которых формирование межкультурных навыков учащихся в ситуациях делового общения.

Каждая тема начинается с экспозиции, которая включает презентацию темы, вопросы к теме, базовый лист контроля «Active List».

При введении теоретического материала, необходимого для полного раскрытия коммуникативной ситуации делового общения, на уроках используются упражнения «открытого типа»: выдвижение гипотез (prediction), генерация идей (brainstorming), выявление позиций и предъявление аргументации (ranking and discussion), упражнения на имитационно-игровое моделирование (role play or simulation), что позволяет стимулировать познавательную активность обучаемых. Например:

A meeting? What do people mean to say «a meeting»?

Look at the opinions about meetings. Put a tick beside the opinions you share and a cross beside the ones you disagree with. Give your reasons. Share your opinion about what a meeting is and what the aim of a meeting is.

We asked some business people for their opinions. Here’s what they said…

1. The most important person at a meeting is the chairperson.

2. The most important piece of paper at a meeting is the agenda.

3. Meetings help everyone to feel personally involved in decision-making.

4. Most meetings are unnecessary; they are just a way of making people feel important.

5. Meetings lead to better decisions, because of the exchange of information and ideas.

Упражнения «открытого типа» позволяют учителю поставить проблемную ситуацию перед учащимися, раскрывая которую они самостоятельно приходят к осознанию разницы в культуре делового общения двух стран. Например,

1. You are in the office for the first time to meet your new colleagues. What to do? Complete the sentence «Meeting people you should…». Put the cards in the order the information should be mentioned in Russia. What about the USA?

Meeting colleagues you should…

give the reason of your visit

give your name

greet them

give your job title

make small talk.

By the way, what cliches should be used in this case? Match the action and the cliche. What is the difference between «How are you?» and «How do you do?» in the English language? Give the English synonyms.

2. Read the questions and decide if they are polite in Russia and the USA. Discuss the results with your classmates.

Упражнения на запоминание речевых формул делового общения исключают переводной способ, введение и тренировка лексики происходят посредством английского языка.

Сопоставьте слово и его значение (количество дефиниций от 4 до 15):

The words will help you to cope with the tasks. But, please, match them with their definitions.

1. Extension

a) a small phone that can be moved easily and quickly from place to place

2. Switchboard

b) a central panel with a set of switches to make telephone connections

3. A mobile phone

c) an added number

4. To hold on

d) free

5. Available

e) to wait a little

Прослушайте диалоги и обратите внимание на то, какие речевые образцы используются для того, чтобы оставить сообщение:

Listen to the telephone conversation. What cliches of the telephone language are used in the conversation to leave a message?

Изучите списки формул делового общения, опираясь на них, предложите свой вариант перевода фразы:

Agreement or disagreement

– I vote against it.

– I am inclined to agree/disagree.

Making suggestions

– I have an idea.

– Why don’t we ..?

Expressing certainty and doubt

– I am confident it will succeed.

– This particular deal is unlikely to be profitable for us.

Asking for help

– I am sorry, I didn’t follow you.

– Would you mind spelling that for me?

What is another way of saying the following?

I’m in favour of this proposal.

I don’t think it will work.

I would like to suggest.

I wonder if you mind repeating that.

Закончите диалог, используя изученные ранее речевые формулы, и разыграйте его.

Составьте краткий диалог с использованием формул делового общения.

Использование подобных упражнений способствует развитию:

навыков строить свои действия с учетом действий партнера, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;

инициативы, умения самостоятельно извлекать недостающую информацию с помощью вопросов, диалога, готовности предложить партнеру план общего действия;

дружелюбия в оценке партнера, умению рационально разрешать конфликты, адекватной самооценки, самокритичности.

Проверка знаний учащихся на уроках курса осуществляется в форме:

текущего контроля: опрос по цепочке, взаимоопрос;

тематического контроля: тесты, самостоятельные работы, контрольные работы после изучения тем (units). Например, на первом уроке темы учащиеся получают «Active List». Они имеют право самостоятельно выбрать стратегию изучения материала: выучить лексические единицы все сразу или поэтапно; обозначить круг вопросов, требующих более детального обучения или уже изученных ранее. Тематический контроль проводится в форме деловых и ролевых игр на последнем занятии по изученной теме. Учащиеся приносят работы, сделанные ранее на уроках и дома в ходе изучения темы.

1. Applying for a Job. Устройство на работу (writing a resume, completing an application form, passing an interview, test «Applying for a job»).

2. Using the Telephone. Пользование телефоном (test «Using the telephone», taking and leaving a message, making a telephone call).

3. Business Letters. Деловые письма (writing business letters: order letter, claim letter, thank you letter, application letter).

4. Meetings and Prices. Ведение переговоров, обсуждение цен (setting an agenda, writing a minutes, arranging and having a meeting).

5. Advertising and Making Presentation. Реклама и презентации (advertising of a product, making a presentation).

Итоговый контроль осуществляется в конце года и проверяет знания по всему изученному материалу курса. Он проводится в форме деловой игры «Business Career. Карьера делового человека» – самопрезентации учащихся, поскольку эта форма организации контроля позволяет проверить сформированность социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся. При этом учащиеся до начала игры не знают, какая компания производит набор кандидатов, какие должности им будут предложены и какие умения и навыки им потребуются. Это ставит учащихся перед проблемой выбора стратегии общения. «Кандидату на должность» предлагается продемонстрировать свои умения и навыки «комиссии» (группа учащихся). Необходимо принести резюме, заполнить заявление о приеме на работу, пройти собеседование. Каждый ученик должен сделать выставку своих работ по курсу «Английский язык как средство делового общения» и провести саморекламу в любой форме (использование компьютера, фотогазета, представление аудио-, видеоматериалов). «Комиссия» оценивает кандидатов и помещает результаты в Evaluation Cards (карта оценивания).

Имя

Заявление о приеме

Резюме

Самореклама

Внешний вид

При проверке письменных работ контролируется умение пользоваться стандартами оформления деловых бумаг: правильность написания адреса, наличие подписи и даты и т. д.

При оценивании устных ответов проверяется умение использовать в речи изученные клише и речевые образцы, составлять монологические и диалогические высказывания, учитывается грамотность речи и манера общения (вежливый тон, уверенность, логичность, эмоциональность, готовность к сотрудничеству и взаимодействию, взаимовыручка, умение слушать и слышать других).

Оксана УРМАНОВА, учитель английского языка СШ № 14 г. Рязани, учитель года Рязанской области-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте