Под управлением любви
Право на детство – это еще и право на игру,
причем не только с компьютером
Продолжение. Начало в ## 20-23
Бывает… И, к сожалению, куда чаще. Страх – оружие номер один в руках традиционного педагога. Ребенка пугают от первой до последней минуты пребывания в школе – выговорами и двойками, вызовом родителей и приводом к завучу. Карательная педагогика внедрялась в наши школы так основательно, что противоестественное стало нормой. Что делать? Ничего особенного, решили Гусева и ее команда, просто жить вместе с учениками, не только жить, но и любить их, не только учить, но и понимать.
О любви чуть позже. Сначала о понимании. Нетрудно было догадаться, скажем, что если взрослые в последнем десятилетии века растерялись от обилия событий, то подростки тем более. Нынешний первобытный капитализм не только против стариков, но и против детей, у них в генах социальная защищенность, а им говорят: “Выживай сам”. Поправка на переходный период не предусмотрена. Раньше во всех школах учителя занимались с детьми – слабыми и сильными – дополнительно, сегодня из обычных школ только в Российской. Почти ностальгическая картина: учитель и ученик вдвоем в пустом классе…
Или еще ностальгическое видение: в этом учебном центре имеется своя самодеятельная детская организация (разумеется, с поправкой на время). Президента Российской школы зовут Дима Триль, он учится сегодня в десятом классе. В свое время Диме не хватило двух недель до того, как ему бы повязали красный галстук. Пионерскую организацию отменили, но детство отменить нельзя: у подростков почти биологическая потребность в организации с ее ранжирами и играми, с первым опытом самостоятельности и самодеятельности. Именно потому и возникла в школе “конституированная” детская республика. Плюс к президенту есть здесь свой кабинет министров: министр образования, министр культуры, министр спорта и т.п. Плюс к известным, чуть переиначенным пионерским номинациям введены дополнительные структуры: Совет справедливых (взрослые и дети) и Совет старейшин (педагоги). Немало интересного и полезного делается в школе играючи. Первую учебу и первое планирование работы провели…ночью. Собрание с ночевкой в школе – это уже кое-что!
Многое педагогам надо сообразить и вспомнить. Все взрослые были когда-то детьми, но как быстро они про то забыли. О том, например, что в дружбе не бывает каникул, что очень жаль расставаться с одноклассниками, уезжая в летний лагерь. Пока там заведешь новых друзей, уже пора прощаться. Нет ничего лучше летнего отдыха с собственной школой: вычислить это нетрудно, тяжело организовать. В Российской школе сумели сделать непременной летнюю четверть, сначала открыв свой лагерь неподалеку, потом перебрались на юг: уже третий год подряд все вместе отдыхают в Алуште.
Хороший педагог поймет не только душу, но даже тело растущего человека. Небезразличные взрослые уже хорошо осознали: расти, взрослеть, становиться – это работа, труд. Бывает, даже сердце не поспевает за ростом организма – шутка ли? Ребенку то необходимо бегать, то вдруг ему требуется затаиться, помечтать. Попеременно то жажда действия, то покоя, то энергия, то апатия. Частые недомогания учеников не просто отговорка. Поэтому врач в Российской школе – человек из главных, а физиолог – непременный консультант всех педагогических решений. Тут однозначно договорились: единственное, чему полагается следовать, – это природе ребенка, она “умнее” даже генерального директора. В свое время Гусева собиралась со своими замечательными педагогами так быстро и умело учить ребят, что в 9-м классе они должны были закончить программу 11-го. Не вышло. Есть физиология, психология, через них не перепрыгнешь.
Доктор “прописал” подросткам, например, больше двигательных нагрузок и меньше учебных – соответственно в предлицее принято официальное решение о сокращении домашних заданий для ребят. Для учителя это означает поиск дополнительных методик для активизации урока. Для ученика, плотно поработавшего в школе, – большую домашнюю свободу, от которой даже самый целеустремленный школяр не откажется.
Здесь ведут ребенка из возраста в возраст, бережно передавая из рук в руки. Результаты не заставляют себя ждать. Хотя и на этот счет в этой школе особое понимание. К отметкам отношение диалектическое: они так относительны, что не должны дамокловым мечом висеть над ребенком. Пятерка тут самая популярная отметка, иногда четверка, но крайне редко меньше – зачем ученику нужны лишние отрицательные эмоции?
Контроль тем не менее имеется: раз в полгода школьники сдают экзамены. Арбитрами, кроме собственных педагогов, приглашаются для объективности преподаватели из других школ, педвуза, социального института. И те, и другие, и третьи признают: учат в этой школе хорошо. Все городские проверки и контрольные работы дают результаты выше, чем в обычных школах. Срабатывает система каждодневного спроса. Дают результаты интересные авторские программы, разработанные педагогами. Кроме того, здешние преподаватели хорошо осведомлены, что особо эффективно “учение с увлечением”, и делают все, чтобы ребята учились заинтересованно. Пути для этого ищутся разные, к примеру, проводятся уроки ни мало ни много в Центре управления полетами. Жить в Королеве и не побывать в ЦУПе – допустить подобного Российская школа не могла. Для старшеклассников оказалось особо важным попасть в этот эпицентр науки, очутиться по ту сторону светящегося экрана, увидеть космическую “кухню” – тут особая гимнастика для ума, дополнительные стимулы к получению знаний.
Впрочем, диапазон учения с увлечением весьма широк, в этом учебном центре не считают грехом опуститься и до игры. Восьмого марта в каминном зале лицея состоялся рыцарский турнир, посвященный нетрудно догадаться кому. Мальчики всех классов стали на этот вечер древними испанцами, шотландцами, викингами. Дискотека состоялась потом, вначале они танцевали танцы средневековья, читали баллады, соревновались в знании наук, обычаев тех лет, сами придумывали молитвы, гербы и многое другое. Для чего, заметим, перечитали множество книг и целенаправленно пересмотрели массу фильмов. Группа поддержки – девочки из своих классов – преуспели в знании церемоний и этикета. Такая история, такая литература, понятно, усваиваются много легче. Равно как география и прочие науки, мобилизованные для участия в звонкой школьной неделе “Эрудит”. В рамках этого мероприятия проводился общелицейский курс по предметам, были предметные олимпиады, но с особым воодушевлением ребята вспоминают такое, например, творческое задание: открыть кафе какой-либо страны. Важно было не только составить точное меню. Большими баллами оценивалось воспроизведение атмосферы, духа времени и государства – будет ли это французское кафе с видом из окна на Эйфелеву башню, американское хипповое кафе или японское для самураев…
Высокая интеллектуальная планка в сочетании с добрым, не изнуряющим ребенка обучением дает хорошие результаты. Российская школа стабильно держит по успеваемости в городе четвертое место (первое среди обычных школ, но следующее после трех специальных). Медалистов тут тоже, кстати, нет. Однако именно сюда уже в начале будущего учебного года выстраивается очередь из желающих учиться. И “крутые” родители, которые могли бы оплатить образование своим чадам в самых элитных учебных заведениях, ведут их в Российскую школу. Потому что понимают, кроме медалей и суператтестатов, есть у образования еще один результат – адаптированность выросшего человека к жизни, причем готовность не выживать в ней, а именно жить по нормальным людским законам, по которым стосковались уже многие. Один из таких “крутых” родителей сказал однажды Гусевой: “Не хочу, чтобы мой сын повторил мою судьбу. Я заработал ему деньги, а значит, право жить по-человечески”. Многим привлекательна именно такая специализация учебного центра: воспитание человека – светлого, достойного, порядочного, любящего, энергичного. Впрочем, иерархию ценностей каждый выстраивает по-своему. В Российской школе приоритетом номер один назовут доброту.
На видном месте в предлицее всякий увидит “Кодекс школьной чести”. Сначала от слова “кодекс” передергивает: в свое время обкормили подобными барабанными кушаньями, но уже на первой фразе успокаиваешься. Под скучным названием вполне симпатичные призывы: “Будь добр! Будь честен! Будь заботлив!” – целая серия подобных “будь”. Но самое первое – “Будь добр!” – непривычная ценность в отечественном образовании. В продолжение темы автор отметил бы красноречивое прочтение Людмилой Васильевной Любезновой, директором реабилитационно-художественного центра Российской школы, неизбывного бестселлера образования “Педагогическая поэма”: “Я перечитала книгу пять раз и возьмусь читать снова, если почувствую, что иссякает мой запас доброты”. (Вот уж действительно каждый слышит, что хочет!). Заметив удивление собеседника, педагог продолжает: “Педагогическая поэма” – не ласковая, не безбрежно доброжелательная, а именно добрая книга. Меня привлекает ее оптимизм, ни в одной из самых сложных педагогических ситуаций нет тупиковости. Макаренко учит конструировать человека из того материала, который в нем есть”.
Умение любить детей такими, какие они есть, чтобы от этой любви они становились лучше, – еще один штрих к портрету Российской школы. Здесь о ребенке никогда не скажут: “Он плохо учится”, тут говорят: “Ничего, что плохо учится, зато как старается”. Или “зато всегда поможет товарищу”, или “у него просто дар общения”. “Смотрите, – скажут детям, – как отлично нарисовал Янис двух китов. Правда, не по теме, зато как хорошо!” Не за мастерство, хоть за название похвалят: “До чего удачно ты назвал свой рисунок “Любимый платок бабушки!” Явно провинившегося поймут и оправдают, причем это не воспитательный прием, а проверенное опытом правило истинных педагогов: никогда не пора ставить диагноз ребенку. В ученике надо видеть его самого, а не серию дурных поступков. Есть добрый росточек, только этот росточек следует поливать, растить, выхаживать. То, что ученик плохо себя ведет, можно заметить, но можно и подождать!
Тут умудряются видеть в человеке то, что он сам в себе не видит (пока!). И умеют провести глубинную переоценку ценностей.
Чтобы понять, “что здесь почем”, заглянем в предлицей на один из педконсилиумов, посвященный межличностным отношениям пятиклассников. В этой параллели – четыре класса с такими разными характерами. Казалось бы, свет в оконце 5-й “А”: сюда пришли самые сильные дети. Изначальные их способности, помноженные на методику обучения (ребят учили по известной системе Занкова), дали класс с высоким ай кью. Тогда почему на этом преуспевающем контингенте с особой тревогой “топчется” педконсилиум? Потому что есть вещи более важные, чем оценки. Там каждый сам по себе, констатируют педагоги. Ребята не навестили больного товарища, они не умеют слушать друг друга, а хотят только говорить, на уроке и вообще. Там все солисты, а хора из солистов не бывает. И совсем уж непедагогичное наблюдение: эти ребята никогда никому не подскажут, не дадут списать друг другу. “Давайте не просто констатировать факты, давайте порассуждаем”, – останавливает коллег директор предлицея Наталья Викторовна Козлова. И вместе они пробуют докопаться до причин, ищут ответы, что следует сделать для того, чтобы следующий класс не повторил подобных ошибок.
Куда более высоко консилиум оценивает 5-й “Б”, класс, отнюдь не блещущий успехами. Зато какие славные, дружные дети – собравшиеся наперебой убеждают друг друга примерами. Аргументы опять же для образования нетипичные: ну и привели они больше всех бездомных собак в школу или по их инициативе состоялась встреча всех домашних черепах – “мол, у черепах тоже дефицит общения” – это ли не повод для педагогических именин? В Российской школе полагают, что повод. Или можно ли считать серьезной и педагогически грамотной такую, например, сентенцию: учительница литературы в один день в 5-м “А” и в 5-м “В” обсуждала с ребятами тургеневскую “Муму”, класс “А” не отреагировал никак, а в классе “В” – целая буря чувств. Этой буре как-то излишне самозабвенно радуются педагоги, будто нет в школе других проблем, и долго размышляют о том, что следует сделать, чтобы не затушить этот костерок. А в 5-м “Г” – фиксирует педконсилиум – особо замечательные дети: скольких сил им стоят их тройки, четверки!
Откуда подобная мудрость? Почему доброта? Потому что любовь! Именно в ее сопровождении течет жизнь в Российской школе. Педагогику здесь рассматривают исключительно как искусство любви к детям. Важна педагогическая мысль, но не менее весомо педагогическое чувство, только оно решает успех дела. “Как любить ребенка?” – спрашивал Януш Корчак и ответу на этот вопрос посвятил целую книгу. Антон Семенович Макаренко говорил о детях: “Я очень люблю этот отдел человечества”.
Учебному центру в городе Королеве данный нежный образ весьма созвучен. Здешние идеи и установки спрягаются с лучшими педагогическими принципами всех лет. В этой школе давно отошли от главного педагогического порока – убеждения, что дети – только объект воспитания. Нет, дети – это живые жизни, и жизни замечательные, поэтому относиться к ним надо, как к товарищам, уважать их права, первое из которых – право на радость. Оно начинается для ребенка с его возможности оставаться собой, быть единственным, а не просто ноликом безликой суммы учащихся. В этой школе норма, что директор знает лично каждого ребенка, что учительница математики поет детям, как не поют многим сегодня даже мамы, что учитель истории приносит интересующимся собственные книги, а школьный повар детям священника в пост еду готовит отдельно. И учитель для двоих в этой школе не является особой роскошью. Индивидуальная работа в Российской школе заложена в основную программу, занятия, начиная с восьмого класса, вписаны в учебную сетку как полноправные уроки, и надо заметить, что улов этой “сети” весьма солиден.
Право на детство – это еще и право на игру, причем не только с компьютером. Потому в Российской школе обожают большие театральные действа. Такие, как детский праздник с красивым именем “Салют, Бумбараш!” К сожалению, ребята сегодня читают все меньше, в том числе Гайдара, а жаль. Там есть романтика, которая созвучна возрасту и которой так недостает ребятам. “Бумбараш” еще раз ненавязчиво напомнил об этом. Сначала прискакал на лошади “раненый” красноармеец, который привез пакеты с заданием для каждого класса. Задания были отчасти небесполезными, на территории школы имелся некий беспорядок, и расчистить пространство под видом соревнования оказалось весьма кстати.
Элла ЩЕРБАНЕНКО
Продолжение следует
Урок скульптуры ведет В.Смирнов. Фото Бориса МУСКЕВИЧА
Комментарии