Закон о ленд-лизе, который официально назывался “Акт содействия обороне США”, был принят американским конгрессом 8 марта 1941 г. А первый караван к советским берегам отправился 60 лет назад, в августе 41-го. История американской помощи СССР и другим странам, противостоявшим гитлеровской Германии, остается одной из сложных и запутанных страниц второй мировой войны.
Что вы знаете о ленд-лизе? С таким вопросом я обратился к ученикам десятого класса одной из московских школ. “Ленд-лиз? А как это переводится?” В школе, как видно, ленд-лиз “не проходили”. Впрочем, сложная и наиболее запутанная страница второй мировой войны осталась за пределами не только школьных учебников. Ей не нашлось места и в отечественной исторической литературе. Хотя как посмотреть. Раскройте любой из современных исторических энциклопедических словарей, и вы непременно найдете в нем нужные сведения. К примеру, Военный словарь: “Ленд-лиз (англ. Lend-lease) – система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия и т.п. странам – союзницам по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Поставки по ленд-лизу получили 42 государства – всего на $46 млрд., в том числе СССР – на $9,8 млрд. (около 4% произ-ва сов. пром. продукции)”. Большая Советская Энциклопедия и изданная позже Энциклопедия Великой Отечественной войны одинаково уточняют, что, помимо известных нам поставок на $9,8 млрд. для СССР, остальные расходы составили: странам Британской империи – $30269 млн., Франции – 1406, Китаю – 631, латино-американским странам – 421 и другим странам – 424. Складываем и… что-то не получается 46 млрд. Выходит всего $42951 млн. Кстати, США так и оценивают ленд-лиз – более $42 млрд. Однако число стран – получателей помощи называют иное. По нашим источникам, их сорок две. А вот по данным National Geographic Magazine за октябрь 1945 г., сорок четыре… Но почему мы должны доверять их данным, а не своим? Долги-то лучше помнит не тот, кто берет, а тот, кто дает. Причем американцы, как мы убедились, вовсе не склонны преувеличивать размеры своего займа и в отношении СССР. Его они оценили не в $9,8 млрд., как утверждают наши словари, а в $9119204000. Заметь цензура эту ошибку более чем в полмиллиарда долларов в пользу вероятного противника к моменту выхода в свет главного энциклопедического словаря страны, и автора статьи о ленд-лизе могли запросто обвинить в идеологической диверсии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Пробежки по минному полю
Закон о ленд-лизе, который официально назывался “Акт содействия обороне США”, был принят американским конгрессом еще 8 марта 1941 г. Поначалу он распространялся на Великобританию и некоторые другие страны. Впервые о готовности предоставить Советскому Союзу необходимую помощь президент США Франклин Делано Рузвельт заявил 23 июня 1941 г., т.е. на второй день после нападения Германии на СССР. И только 1 октября 1941 г. в Москве главы делегаций СССР, США и Великобритании подписали первый протокол о взаимных поставках в СССР.
Почему взаимных? Многие полагают, что американская помощь в годы войны строилась исключительно на безвозмездной основе. Но это не так. Заключая соглашения с США, все страны – получатели помощи тем самым принимали на себя обязательство “содействовать защите Соединенных Штатов”. За свою помощь США получали обратный ленд-лиз: станки, оружие и амуницию, оборудование для военных заводов, стратегическое сырье и драгоценные металлы. В итоге за свою помощь только в период второй мировой войны (рассчитываться за нее пришлось еще многие годы после) США получили от стран-потребителей $7,3 млрд. обратного ленд-лиза. Нет нужды доказывать, что для американского руководства эта помощь строилась на сугубо прагматическом расчете. “Помощь русским (слова Рузвельта) – это удачно потраченные деньги”.
Первые поставки в СССР начали осуществляться с ноября 1941 г., утверждает Энциклопедия Великой Отечественной войны. С октября, возражает Военно-исторический журнал. С сентября, свидетельствует американский справочник “Современные США”. “Мы начали отправлять в северную Россию небольшие конвои судов в августе 1941 г.”, – отмечает в своем письме Иосифу Сталину премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, имея в виду первый караван с грузами западной помощи – PQ-00, или “Дервиш”.
Арктические конвои под литерами PQ, получившие свое наименование от инициалов офицера королевского флота P.Q.Edwards, который занимался их оперативным планированием, формировались в базе Лох-Ю (Великобритания), Рейкьявике и заливе Хваль-Фьорд (Исландия). Пункты назначения – Архангельск, Северодвинск, Мурманск. В Архангельске и Мурманске формировались обратные конвои. Проводки караванов были сродни пробежкам по минному полю. Поэтому принимались соответствующие меры безопасности: от порта формирования до порта назначения их охрана возлагалась на английские корабли. В оперативной зоне Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией. Всего за время войны (не исключено, что эти цифры еще будут уточнены) в советские порты было направлено 42 конвоя (722 транспорта). Из СССР – 36 (достигли портов назначения 682 транспорта). Потоплено на переходе – 85. Возвратился в порты отправления, не завершив перехода, 31 транспорт. Союзные и советские силы прикрытия конвоев потопили 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. У арктических конвоев так и не нашлось достойного летописца. (За исключением PQ-17, трагическая судьба которого приоткрывает картину ожесточенной борьбы между союзниками на другом фронте – дипломатическом).
В составе многих караванов (об этом помнят в США, но мало кто знает у нас) были еще и суда Норвегии. В годы войны немцы захватили большую часть ее флота, построенного, кстати, в основном в Германии по бартеру – в обмен на норвежскую сельдь, но около 900 судов работали в конвоях союзников, в основном англичан. К началу 1943 г., по данным американских источников, около 350 норвежских судов были потоплены или захвачены фашистами. 1800 норвежских моряков погибли.
Дюжина добрых маршрутов
Арктический маршрут поставок по ленд-лизу – лишь один из трех известных нам маршрутов. На самом деле их оказалось двенадцать, восемь из которых пролегали через океаны. Не считая арктического, водным путем направлялись грузы от Западного побережья США через Тихий океан к российским портам Дальнего Востока, через Берингов пролив вдоль Северного побережья СССР. Путь через Персидский залив представлял собой комбинацию из четырех маршрутов. Суда шли от Восточного побережья США вокруг мыса Доброй Надежды к Восточному побережью Африки. С активизацией действий немецких подводных лодок в Южной Атлантике США начали посылать свои суда через Панамский канал вниз вдоль Западного побережья Латинской Америки и затем через Магелланов пролив вокруг Африки. Весь этот путь в 18 тыс. миль караван преодолевал за 110 дней. Правда, был и другой путь, чуть короче: Панамский канал – Новая Зеландия – Австралия – Индийский океан. После разгрома немцев в Северной Африке стало возможным направлять суда через Средиземное море, Суэцкий канал и Красное море, что сокращало время в пути до 48 дней. И, наконец, последний водный маршрут – через Средиземное море в Черное. Большинство водных маршрутов вели к берегам Персидского залива. Здесь они заканчивались. И начинались земные: через Иран к побережью Каспийского моря. Иранские порты стали огромными перевалочными базами, которые явно не справлялись с потоками грузов. Американцы были вынуждены полностью переоборудовать порт в Бендер-Шахпуре и Хорремшахре, поставив туда мощное оборудование для разгрузки судов. За короткий срок были проложены новые автодороги, железнодорожное полотно, построены мосты. Как наземные, так и воздушный. На последний работали два американских сборочных завода, которые позволяли собирать истребители и легкие бомбардировщики сразу после выгрузки с судов. После коротких испытаний на аэродромах Басры и Абадана они вылетали в Советский Союз.
Но был еще один авиамаршрут, в котором Иран служил местом промежуточной посадки: США – Бразилия – Пуэрто-Рико – Африка – Иран – СССР. По нему перегоняли самолеты-амфибии “Каталина”. Самый же продолжительный: США – Канада – Аляска – Камчатка – Сибирь – Урал, вплоть до Волги, насчитывал 14 тыс. км. По этим воздушным трассам за годы войны наши летчики, по уточненным данным, перегнали 18297 боевых самолетов. Учитывая, что советской промышленностью их было произведено не так уж и много (136800), однако, надо признать, поставки авиатехники по ленд-лизу оказали существенную помощь нашим войскам, которые продолжали нести основную тяжесть борьбы с фашистской Германией. Союзники понимали это и помогали нашей стране всем, чем могли. Но не войсками.
Как Америка валенки валяла
В чем конкретно выражалась эта помощь? Ответить на этот вопрос сегодня не менее сложно, чем вчера, ибо объемы поставок по ленд-лизу вычислялись методом идеологических расчетов. За время войны в СССР, например, из США и Канады было поставлено 401400 знаменитых “фордов”, “студебекеров”, “доджей”, “шевроле” и “виллисов”. Эти автомобили, по широко распространенному мнению на Западе, позволили осуществить бросок Красной Армии от Сталинграда до Берлина. Так ли это? Нет, уверяем мы, своих колес хватало, но приводим такие данные: “К концу войны автомобильный парк вырос до 664500 единиц (58,1% – отечественные автомобили, 32,8% – импортные, 9,1% – трофейные).
Как выяснилось, наивысший приоритет в ленд-лизе имели средства связи. “Русские настойчиво требовали по 62000 миль телефонного провода ежемесячно, – отмечают американцы. – Они объясняли свои потребности протяженностью своего фронта и глубиной проникновения немцев на их территорию. Русские определили, что в современной войне при большой насыщенности огня на поле боя проводная связь “живет” в среднем только 20 мин. США поставили в Россию более 1 млн. миль телефонного провода, которым можно было 50 раз обернуть земной шар. Но только после вступления американцев в войну мы поняли, что запросы русских были более чем скромные”.
А вот еще несколько цифр, отсутствующих в наших источниках. Речь о продовольствии, которого нам было поставлено более 4 млн. т. Любопытно, как в США подходили к оценке достоинств тех или иных продуктов, готовя их к отправке за океан. Например, к сахару, которого мы получили почти 700 тыс. т. Причем в основном кускового. “Русские таскают запасы своей еды с собой, – учитывали американцы, – к тому же они, как известно, любят пить чай вприкуску”. Выяснилось, что США удовлетворили более половины потребностей СССР в жирах и маслах. Уже в то время ради экономии места при транспортировке и хранении продуктов питания американцы задействовали технологии сублимирования. В сухом виде, например, картофель весил в десять раз меньше сырого. В виде порошка иногда поступал в Россию и так любимый русскими “бортч”.
На протяжении всей войны к нам в страну морем, по воздуху и по земле ехали, пылали и летели сотни тысяч тонн рельсов и тушенки, труб и взрывчатки, алюминия и меди, тысячи паровозов и грузовых платформ, десятки тысяч тонн кожи для пошива обуви…
Кстати, об обуви. Известно, что американцы поставили нам за годы войны свыше 15 млн. пар, в том числе и валенки. Хотя этот факт сам по себе вряд ли способен поразить воображение. Совсем иное отношение к нему возникает после того, как узнаешь, чего это стоило. Америка валенок не валяла. И для того чтобы наладить их выпуск, американские интенданты отыскали выехавшего некогда из России бывшего владельца обувной фабрики, который и запустил необходимое производство…
За что же мы их критиковали? А за то, что поставки в значительной мере не соответствовали нашим запросам, что срывались их сроки, да и давали они гораздо меньше того, что обещали. Представьте себе, что у вас горит дом, на помощь прибегает сосед с ведром, а вы, вместо того чтобы сказать ему спасибо, начинаете подозрительно выспрашивать, почему это он захватил с собой только одно ведро.
Впрочем, мы не выспрашивали. Мы даже не интересовались количеством “ведер” у соседей. Потому и стало большим откровением то, что до войны в США не существовало могучего ВПК, который рисует наше воображение сегодня. Тогда ВПК США еще только создавался. Например, двенадцать заводов по производству снарядов Соединенным Штатам в годы войны поставила Англия. Как и производства стволов к артустановкам, а также средства ПВО. И сразу становилось ясным, почему мы получили по ленд-лизу только 12200 танков и самоходных установок и лишь 9600 артиллерийских орудий, тогда как наша промышленность выпустила их сотни тысяч штук. Но стоило задуматься о людских потерях в той войне, как невольно возникало убеждение, что, принимая участие в тушении нашего “пожара”, соседу было вполне по силам захватить и два “ведра”, ибо огонь мог легко перекинуться и на его дом. Или привести на помощь всех своих чад и домочадцев. Но, увы!
К сведению. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. 15 августа англо-американские войска высадились на юге Франции. В ходе Арденнской операции (декабрь 1944 – январь 1945) немецко-фашистские войска попытались изменить расстановку сил на фронтах Западной Европы в свою пользу. Союзным войскам было нанесено серьезное поражение. Их потери составили почти 77 тыс. человек. 6 января Черчилль обратился к Сталину с просьбой о помощи. Выполняя союзнический долг, Советская Армия на восемь дней раньше намеченного срока провела две крупнейшие операции завершающего этапа Великой Отечественной войны – Висло-Одерскую и Восточно-Прусскую. Потери противника только в этих двух операциях – 60 уничтоженных и 37 разгромленных дивизий. О наших потерях в тех сражениях энциклопедические словари умалчивают. Однако известно, что в ходе этих операций была освобождена Польша, за которую отдали свою жизнь 600 тыс. советских солдат.
Но разве есть у жизни цена? Жизнь советского солдата на той войне, как мы теперь знаем, нередко оценивалась в копейку. А вот двухлетняя проволочка союзников с открытием второго фронта подтверждает – цена есть. И очень высокая. Потому и росли год от года поставки в Россию тушенки, танков, самолетов, но не американских дивизий и армий. Америка не только сохранила свои города от разрушений, а сограждан – от тотального геноцида. Война обогатила США половиной запасов мирового золота, дала мощный толчок развитию производства. Мы же, понеся самые большие потери в годы военного лихолетья, до сего дня остаемся в должниках у США по ленд-лизу. И смиренно записываем на свой счет новые займы. А что же союзники? Разве они ничего нам не должны? Ведь по большому счету только одно их спасение в Арденнах стоило помощи США по ленд-лизу на протяжении всей второй мировой войны. Впрочем, что это разговоры о деньгах. Но история ленд-лиза – это еще и история сотрудничества наций, сумевших сплотиться перед лицом всеобщей опасности.
Весьма показательная история.
По материалам сайта “Русский Фокус”
Комментарии