Алексей Шевелев, главный редактор журнала «Подвиг», не жалеет, что работал учителем в сельской школе.
– Я преподавал черчение, рисование и математику, получив специальность учителя начальных классов, в Чеповской сельской школе в Брянской области. У нас был молодежный коллектив. В сельской школе, как правило, не хватает преподавателей, а я учился на худграфе, поэтому мне дали черчение. Математикой нагрузили с пятого по восьмой класс плюс классное руководство. В восьмом классе ребята 14 – 15 лет, и я едва старше их. Мы много времени проводили с детьми. Это время я вспоминаю как светлое.
…Читаю в «Подвиге» последний роман Юрия Бондарева «Без милосердия». На обложке обозначена рубрика – «Битвы мирного времени». Бондарев пишет о современных молодых людях, о соблазнах и вызовах нашего дня. Парень и девушка стремятся не потерять то лучшее, что в них есть… Но развязка трагична. Трагедия – способ утверждения идеала. Но у Бондарева пессимистичный взгляд на современность… Впрочем, это тема для особого разговора.
Одна из основных проблем современной педагогики (не только российской) – как заставить читать школьника. И так часто мы забываем о том, что, какими бы правильными словами не снабжали бы наши «полезные предложения», подростки «скукоту» читать не будут. Мне возразят, возможно, что нельзя идти на поводу у подростка, что так никакие богатства родной литературы и культуры в него не впихнешь. Но дело в том, что сегодня борьба родителей и учителей за чтение подростка весьма перекликается с борьбой издателей за взрослого читателя. Это две стороны одной медали. И проблема эта обозначилась давно. Еще на заре ХХ столетия Сомерсет Моэм писал: «Серьезным современным романистам почти, а то и вовсе нечего рассказать читателю; они позволили себя убедить, что в их искусстве занимательность не играет существенной роли. Тем самым они лишили себя мощного способа воздействия на нас, ибо любовь к историям заключена в человеческой природе и стара, как мир; они сами виноваты в том, что их читателей переманили детективисты. И что еще хуже, подчас они несносно словоохотливы. Они почти никогда не понимают, что тему можно развивать до определенного предела, и поэтому пишут четыреста страниц там, где вполне хватило бы и ста. И толкает их на это нынешняя мода на психологический анализ. По-моему, злоупотребление психоанализом так же пагубно сказалось на современной серьезной литературе, как злоупотребление всевозможными описаниями на романе девятнадцатого века…»
Трудно не согласиться с доводами английского классика. Таким образом, мы видим, что бороться с низкопробным искусством можно лишь одним способом – занимательностью.
– Литература должна ставить перед собой задачу изучения и прославления человека, – говорит Алексей Шевелев. – Я вспоминаю с благодарностью книги, которые меня чему-то учили, призывали стать крепче, достойнее. Мы стремимся показать человека, сделавшего себя. Чтобы молодой человек мог чему-то учиться. В обществе много возможностей отгородиться от реальной жизни… Моя позиция заключается в том, чтобы, показав недостатки и даже грязь, показать в то же время героя, преодолевающего соблазны, сопротивление среды. Пожалуйста, ты можешь употреблять наркотики, пить и бездельничать, но в этом случае ты станешь вот таким. Хочешь быть другим, обрати внимание на этого героя, он справился, он победил, его уважают и ценят. Литература должна отражать весь спектр современных проблем – будь то и кровавый передел собственности 1990-х, и чеченская война, и страсти «политического Олимпа», и милицейские или шахтерские будни, и наркобизнес, и козни наших западных «злейших друзей», и многое-многое другое. Все это привьет подростку в процессе увлекательного чтения здравое понимание ситуации в стране и мире. Поможет сделать свой выбор. А это, как хотите, дорогого стоит. Очень он тонок и по-настоящему неоценен, этот хрупкий процесс формирования не только сознания, но и подсознания молодежи.
Комментарии