Умение ученика сконцентрироваться на предмете, равно как и умение учителя поддерживать эту концентрацию, крайне важно для успешного обучения. Если мысль ученика скачет от смартфона к планшету, от планшета к окну и от окна переключается на случайно залетевшую в класс муху, слова учителя успешно пролетят из одного ученического уха в другое, минуя мозг. Возможно, даже со свистом.
Как одержать победу в битве за внимание? Что противопоставить новому противнику – смартфону с мобильными играми и соцсетям? Этот вопрос волнует многих учителей и родителей. Хочу поделиться своими наблюдениями. Надеюсь, они кому-то помогут, а кого-то даже спровоцируют на обмен мнениями, и в этом обсуждении родятся новые рабочие методы.
Популярность мобильных игр
С интересом смотрю на мобильные игры, в которые играют мои ученики. Особенно на те, в которые играют ребята в возрасте от 9 до 14 лет. Поскольку я и сам не чужд играм (компьютерным), неоднократно удивлялся выбору ребят. Многие мобильные игры кажутся мне удивительно примитивными как в смысле геймплея, так и в смысле графики, сюжета и проработанности игровой вселенной. Так и хочется воскликнуть, всплеснув по-стариковски руками: «Да как же так можно! В наши-то времена!»
Опрос показал, что многие не видят большой проблемы в простоте мобильных игр и нередко предпочитают простодушной смартфонной стрелялке вроде Brawl Stars даже игры-блокбастеры, вышедшие на серьезных игровых приставках. Насколько я понимаю, большую роль тут играют короткая продолжительность раундов и социальное взаимодействие (читай чувство превосходства над другими игроками). Игрок очень быстро побеждает и получает от этого огромное удовольствие. Мобильные игры уже давно давят в первую очередь на инстинкты, которые у детей намного сильнее логики.
Это модное слово «геймификация»
Геймификация – это использование игровых элементов в неигровом контексте. Например, процесс, когда элементы игры используют для достижения образовательных целей. Казалось бы, использование игр – это разговор на языке целевой аудитории. Популярность мобильных игр внушает некоторый оптимизм. Крутая графика и закрученный сюжет не обязательные слагаемые успеха. А немного азарта на пути к знаниям не помешает… Но в этой бочке меда есть больше, чем одна ложка дегтя.
На практике инструменты геймификации часто оказываются громоздкими, не вдохновляют детей, так как педагог все же любитель, а соревноваться ему придется с олимпийскими чемпионами – разработчиками мобильных игр и социальных сетей.
Это, разумеется, не приговор. Можно приправить урок игровыми элементами, которые хотя бы на время вытеснят смартфон из зоны внимания. Но, преодолев важный рубеж интереса к предложенной игровой практике, можно легко упасть в коварную волчью яму, которую она в себе содержит. На моей практике неоднократно случалось, что предложенные игровые практики оказывались такими увлекательными, что перебивали аппетит к основному учебному «блюду».
Соблюдение баланса между трудоемкостью, интересностью и возможностью переключить внимание с игрового компонента на образовательную цель очень сложная задача, на полноценное решение которой у педагога не всегда есть время и ресурсы.
Альтернатива – сторителлинг
Что делать, если нет времени и необходимых знаний, чтобы превратить учебный курс в бесконечную серию увлекательных и вместе с тем полезных игр? Успех курса «Мифы и майндмэпы» (если кратко, то на занятиях мы сначала слушаем миф, а потом конспектируем его в виде иллюстрированной схемы – майндмэпа) навел на простой ответ: надо рассказывать истории. Хорошая, ярко рассказанная история способна достаточно удержать внимание, чтобы у ученика не возникло потребности лезть в смартфон. Но при этом не разгоняет его эмоции излишне, что позволяет выполнять поставленные учителем задачи.
Подумайте об этом… У меня же соображения о том, как можно использовать интересные истории на благо образовательного процесса, есть.
Вячеслав АФАНАСЬЕВ, руководитель объединения «Майндмэп клуб» Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»
Комментарии