search
main
0

Битва за бюджет началась. Увы, перспективы пока не радужные

​Государственная Дума на пленарном заседании в минувшую пятницу приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Что ожидать от него системе образования, российским вузам, школам и педагогам? Увы, перспективы пока не радужные. Как отметил в своем заключении Комитет по образованию Госдумы РФ, проектом закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрены в должном объеме ни средства на реализацию «майских» указов президента, ни на развитие системы образования.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах было отмечено, что «Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно. …Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться».Однако в проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов заложено существенное снижение расходов по разделу «Образование» как в процентах к общему объему расходов, так и в процентах к ВВП.Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» запланированы в 2015 году в сумме 618946,0 млн рублей (95,3% к предыдущему году), в 2016 году – 636577,3 млн рублей (102,8%), в 2017 году – 669197,1 млн рублей (105,1%).По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела составляет в 2014 году 0,9%, в 2015 году – 0,8%, в 2016 году – 0,8% и в 2017 году – 0,7 процента.Доля раздела «Образование» в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2014 годом (4,6%) уменьшается и составляет в 2015 году – 4,0%, в 2016 году – 4,0% и в 2017 году – 4,1 процента.В части раздела «Образование» сравнительные данные плановых объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета представлены в таблице 1.Объем бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом уменьшен в 2015 году на 30840,3 млн рублей, увеличен в 2016 году на 17631,3 млн рублей и в 2017 году на 32619,7 млн рублей.Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу повлияло:- уточнение бюджетных ассигнований, предусмотренных на повышение оплаты труда педагогических работников федеральных образовательных учреждений, с учетом изменения подходов к их расчету в связи с изменениями темпов повышения заработной платы по сравнению с ранее запланированными параметрами и достигнутого результата в 2013-2014 годах;- выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в 2015 году в сумме 7 655,7 млн рублей, в 2016 году – 12905,3 млн рублей, в 2017 году – 13 386,7 млн рублей, включая мероприятия, направленные на развитие региональных систем образования, реконструкцию объектов Крымского федерального университета и международного детского центра «Артек»;- выделение дополнительных бюджетных ассигнований на строительство объекта Сибирского федерального университета, необходимого для проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске (многофункциональный центр деревни Универсиады), в 2016-2017 годах в сумме 304,6 млн рублей ежегодно.При этом увеличение бюджетных ассигнований в 2017 году по сравнению с 2016 годом обусловлено увеличением бюджетных ассигнований:- на реализацию указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 в сумме 22 013,4 млн рублей;- на реализацию федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года в соответствии с объемом, утвержденным паспортом федеральной целевой программы.Уменьшение бюджетных ассигнований по данному разделу обусловлено сокращением межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на:- софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования, в сумме 50000,0 млн рублей;- софинансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4370,0 млн рублей (в целях приведения источников данных расходов в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации).Кроме того, уменьшение расходов по разделу связано с завершением в 2014 году мероприятий в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в сумме 4 000,0 млн рублей.Как отмечено в заключении Комитета по образованию, базовым инструментом реализации целей государственной политики в различных сферах регулирования являются государственные программы Российской Федерации. В ближайшей перспективе предстоит обеспечить их дальнейшую интеграцию в бюджетный процесс, а также сформировать объективную и достоверную систему оценки эффективности их реализации, особенно в части эффективности бюджетных расходов, с тем чтобы результаты такой оценки могли учитываться при формировании проекта федерального бюджета на последующие периоды.В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие образования» в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на 38468,5 млн рублей, в 2016 году к уровню 2015 года увеличены на 24159,8 млн рублей, в 2017 году относительно 2016 года – на 25439,7 млн рублей.Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по государственной программе повлияли:- увеличение в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» бюджетных ассигнований на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 (в 2015 году – на 2 846,8 млн рублей, в 2016 году – на 23 097,5 млн рублей, в 2017 году – на 22 013,4 млн рублей), на научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы в интересах Правительства Российской Федерации (в 2015 году – на 250,0 млн рублей, в 2016 году – на 247,2 млн рублей, в 2017 году – на 243,4 млн рублей);- уменьшение в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (в 2015 году – на 1 485,9 млн рублей, в 2016 году – на 4 265,7 млн рублей, в 2017 году – на 1 351,3 млн рублей);- завершение в 2014 году в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (50000,0 млн рублей в 2014 году) и мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (1800,0 млн рублей в 2014 году).Счетная палата Российской Федерации указывает на то, что в Государственной программе развития образования не учтено положение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 в части того, что 50% из детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.Счетная палата Российской Федерации также отмечает необходимость актуализации государственной программы «Развитие образования», в частности обращает внимание на то, что «значения ряда показателей, остаются неизмененными на протяжении длительного периода, при этом финансовое обеспечение указанных мероприятий продолжается. При изменении наименования показателей их плановые значения, отраженные в редакции ГПРО 2014 года, остаются неизменными по сравнению с редакцией 2013 года и т. д.». Принятые в 2014 году стратегические документы по модернизации педагогического образования, развитию математического образования и другие не нашли отражения в действующей редакции государственной программы «Развитие образования».Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Образование» запланированы в 2015 году в сумме 19 313,1 млн рублей (28,3% к предыдущему году), в 2016 году – 19 619,5 млн рублей (101,6%), в 2017 году – 20 268,6 млн рублей (103,3%).Доля расходов на реализацию нацио­нального проекта «Образование» в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2014 годом (0,5%) уменьшается и составляет в 2015-2017 годах 0,1% ежегодно (см. таблицу 3).По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов на реализацию национального проекта «Образование» составляет в 2014 году 0,09%, в 2015 году – 0,03%, в 2016-2017 годах – 0,02% ежегодно.Основным фактором, повлиявшим на изменение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» по сравнению с 2014 годом, является завершение проекта по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования в сумме 50,0 млрд рублей.Дополнительные бюджетные ассигнования в 2015 году на финансовое обеспечение реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (далее – Указ №599) запланированы в сумме 31 296,7 млн рублей, в 2016 году – 34 853,4 млн рублей, в 2017 году – 36 465,0 млн рублей.Дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений Указа №599 в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличены на 3 556,7 млн рублей, в 2017 году по сравнению с 2016 годом – на 1 611,6 млн рублей.На динамику расходов на финансовое обеспечение реализации положений Указа №599 повлияло:- увеличение бюджетных ассигнований на развитие ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров, в связи с необходимостью вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;- увеличение бюджетных ассигнований в целях доведения к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей. По сравнению с базовым показателем 2011 года финансовое обеспечение государственных научных фондов увеличилось соответственно: в 2015 году на 7 179,1 млн рублей, в 2016 году на 9 187,0 млн рублей и в 2017 году на 8 787,0 млн рублей;- завершение мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.Исходя из положений Бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, о бюджетной политике в 2014-2016 годах, основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также учитывая замечания Счетной палаты РФ, Комитет отметил, что:1. Снижение уровня расходов федерального бюджета по разделу «Образование» недопустимо (в законопроекте заложено существенное снижение как в % к общему объему расходов, так и в % к ВВП).2. Приоритетом бюджетной политики должно стать безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций, выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, на что в том числе указывается и в документах законопроекта.Вместе с тем законопроектом не предусмотрены в должном объеме средства федерального бюджета на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 в части увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, при условии что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Расчеты, проведенные для условий, установленных в Указе Президента Российской Федерации, и учитывающие проведение двух занятий только в учебные недели при стоимости занятий для одного ученика 100 рублей, указывают на необходимость предусмотреть в бюджете дополнительно сумму 56 млрд 700 млн рублей, которую необходимо планировать в 2015 и последующие годы.Для исполнения поручений Президента Российской Федерации по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет требуется пролонгация финансирования модернизации региональных систем дошкольного образования, по крайней мере на 2015 и 2016 годы. В проекте бюджета необходимо предусмотреть дополнительно предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию программ (проектов) развития дошкольного образования на уровне 2014 года в сумме 50 млрд рублей.3. Проект по реализации региональных программ модернизации систем общего образования, инициированный Президентом России В.В.Путиным, явился ключевым для формирования современной образовательной среды в системе общего образования и создал реальные предпосылки для повышения качества общего образования в Российской Федерации.В Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин однозначно заявил: «Есть еще одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. Уже сейчас занятия идут во многих школах в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. А в ближайшие 5-6 лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастет на миллион. Обращаюсь к правительству, Федеральному Собранию, региональным властям – нам нужно оценить масштаб этой проблемы. Предусмотреть эффективные решения, в том числе надо так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу».Во исполнение пункта 5, подпункт 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 года №Пр-3068 Правительством Российской Федерации подготовлен Доклад об оценке с учетом прогноза демографической ситуации потребности в увеличении количества мест в общеобразовательных организациях и предложениях по источникам финансирования их создания, в котором указывается на целесообразность предусмотреть новый проект по повышению доступности качественного школьного образования путем строительства новых школ и модернизации существующей инфраструктуры общего образования с дополнительным источником финансирования. Однако по факту требуемые на решение этой национальной задачи средства в бюджет не заложены.Необходимо продолжить программу софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, обеспечивающих ликвидацию обучения детей во вторую и третью смены.4. Проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусмотрено выделение средств федерального бюджета на обеспечение деятельности федеральных образовательных учреждений, создаваемых в Республике Крым и г. Севастополе, а также на реализацию программ их развития. Учитывая, что финансовое обес­печение указанных расходов является новым расходным обязательством, необходимо выделение дополнительных средств федерального бюджета на эти цели.5. Необходимо продолжить реализацию начатого в 2014 году проекта по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.6. Необходимо расширить программу строительства и реконструкции общежитий высших учебных заведений в целях восполнения имеющегося дефицита мест в общежитиях.7. Проектом федерального бюджета на 2015 год предусмотрено повышение заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» только на 60 процентов.8. Анализ структуры расходов по внепрограммной части дает основания говорить о том, что она схожа по расходам и направлениям финансирования с программной частью. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность размещения расходов раздела «Обес­печение деятельности отдельных федеральных государственных органов» в составе государственной программы «Развитие образования», а расходов раздела «Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти» в части финансирования деятельности федеральных органов исполнительной власти перевести в программно-целевой залог. Для этого необходимо разработать и утвердить индикаторы, показатели и их значения для их деятельности в рамках бюджетного процесса.Полагая, что система образования является неотъемлемой составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации; состояние системы образования оказывает влияние на все составляющие социальной сферы, повышая социальную защищенность граждан на рынке труда, способствуя здоровьесбережению подрастающего поколения молодых российских граждан, развивая культурный потенциал общества, комитет решил, что:1. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, предусматриваемый законопроектом в программной и непрограммной частях, не обеспечивает необходимых темпов и приоритетности развития системы образования Российской Федерации.2. Требуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований для:- реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и об увеличении к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов при условии, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;- выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» по обеспечению достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет путем выделения субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на софинансирование реализации программ модернизации дошкольного образования;- реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части обеспечения полного финансирования повышения заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования за счет федерального бюджета;- выполнения поручений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, в части продолжения софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, обеспечивающих ликвидацию обучения детей во вторую и третью смены;- финансового обеспечения деятельности и реализации программ развития Крымского федерального университета, Севастопольского государственного университета, Международного детского центра «Артек», а также на обеспечение деятельности Керченского морского технологического университета;- предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;- реализации программы восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений.3. Государственная программа «Развитие образования» нуждается в приведении в соответствие как актуальным документам, определяющим государственную образовательную политику, так и объемам бюджетного финансирования, выделяемым на ее реализацию.4. Законопроект может быть рекомендован к принятию его Государственной Думой только при условии учета высказанных замечаний и предложений.Остается предполагать, в какой мере такая принципиальная позиция комитета повлияет на рассмотрение бюджета во втором чтении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте