Однажды кто-то в шутку назвал Галину Михайловну ПАВЛОВУ кризисным директором. И, как водится, оказался на сто процентов прав. Когда два года назад она пришла в качестве директора в Большеижорскую школу, иначе как кризисным состояние образовательного учреждения назвать было нельзя. Налицо был отток детей: при проектной мощности в 360 учащихся здесь обучались немногим более 100 человек. Дисциплина оставляла желать лучшего, и, собственно, о перспективе развития как таковой говорить не приходилось. Поэтому первой, совершенно естественной реакцией Галины Михайловны было схватиться за голову. Но это, как признается сама директор, была минутная слабость. Галина Павлова человек действия. Сидеть и размышлять над проблемой не в ее стиле. Ее стиль – проблему решать.
– Для меня было ясно одно: школу нужно поднимать, потому что в таких маленьких поселениях она является центром культуры, – рассказывает Галина Михайловна. – Тем более что, несмотря на кризис, хорошие традиции в школе остались. До недавнего времени здесь было сильное экологическое направление, ребята активно занимались спортом и т. д. Так получилось, что градообразующих предприятий в поселке нет, в предыдущие годы мало внимания уделялось социальной политике поселения, и школа постепенно начала угасать. Но сейчас ситуация изменилась: мы начали сотрудничать с администрацией, стали находиться точки соприкосновения. – Галина Михайловна, вы сказали, что сначала растерялись, увидев плачевное состояние образовательного учреждения. Не было мысли все бросить и уйти?- Вы знаете, нет. Дело в том, что после окончания педагогического колледжа я уже имела опыт управленческой деятельности: работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а кроме того, почти десять лет заведовала Центром профессиональной подготовки для детей-сирот. Поэтому опыт работы с трудными детьми и трудными родителями у меня есть. Но главное – есть желание изменить существующее положение. И некоторые успехи уже налицо. Например, за два года полностью поменяли оборудование пищеблока, отремонтировали теплоузел, распределительный узел, санузлы, заменили окна в спортзале. То есть создали необходимые условия для обучения.Первый год был очень тяжелым: нужно было понять и определить, куда идти. Особую тревогу вызывало среднее звено. Начальная школа у нас была обеспечена кружками, а вот средний возраст выпадал. На учете в КДН стояли 6 семей и 7 детей. Что было с ними делать?Оказалось, что дети очень любят спорт. Я связалась с районной спортивной школой, нам дали дополнительные часы на кружки. Затем судьба послала мне Алексея Германовича Кручинина, который ввел скаутское движение в регионе. Благодаря его энтузиазму, а также поддержке отряда спасателей на воде Петродворцового района мы начали развивать спортивно-патриотическое направление. Может, это звучит громко, но нам хотелось, чтобы ребята становились патриотами школы, поселения, района. Чтобы понимали, что живут на этой земле и нужно на ней что-то полезное сделать. Чтобы могли реализоваться, потому что нереализованные люди становятся ведомыми по жизни. Видя нашу работу, к нам подключились специалисты спасательного отряда форта Красная горка, 37-й пожарный отряд Ломоносовского района. Алексей Германович взял на себя организацию кружков по программе «Юный спасатель», и мы торжественно посвятили ребят в «Юные спасатели». Причем взяли самый сложный возраст – 5-6-й классы.- Понятно, что дети это восприняли как приключение, а как отнеслись к созданию нового направления родители?- Безусловно, поддержка родителей была необходима. Я рассказала о программе на родительском собрании и попросила о помощи. Родители подумали и согласились с тем, что хотят видеть своих детей социализированными, успешными, дружными. Сами пошили форму. Родители увидели, что мы хотим что-то сделать для детей, и это явилось определяющим в наших отношениях. Наши родители вместе с детьми пошли в первый трехдневный поход: вместе ставили палатки, пели под гитару, жгли костер, готовили еду.Конечно, первый блин комом. Когда мы впервые поехали на военно-патриотические сборы имени генерала Скобелева, поняли, что не хватает практической подготовки. Эти соревнования показали, насколько актуально было для нас создание такого направления: дети не умели работать в команде, были агрессивны, не прощали друг другу ошибок, обидных слов, сразу лезли в драку. Поэтому в первую очередь нужно было сформировать сплоченную команду, где все друг друга бы уважали, помогали друг другу. В любом случае дети прошли курс молодого бойца, получили опыт, приехали с морем впечатлений и поняли, куда расти.Мы решили, что необходимо больше ездить, набираться опыта на различных соревнованиях. Наши дети побывали на военно-патриотической смене в лагере «Молодежный», где отрабатывали практические навыки. Сейчас идут на второй год обучения по программе «Юный спасатель».- Но одним направлением вы не ограничились?- Как я уже сказала, у нас есть семьи, где вообще не хотят заниматься детьми. Бывали случаи, когда ребята, будучи голодными, вынуждены были воровать еду. Нужно было менять положение дел. Так еще одним направлением работы стало дневное отделение для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Определили группу из 25 человек. Дети, входящие в нее, оставались после занятий, были обеспечены питанием, с ними работали социальный педагог, психолог, медицинский работник, воспитатель и руководители кружков. Это словно группа продленного дня, но для среднего звена. И главное – планомерная работа шла не только с ребенком, но и с трудной семьей.Группа работает месяц, потом набираем других детей. Конечно, месяца для реабилитационных мероприятий мало, но даже за это время дети успевают получить творческие навыки, психологическую и медицинскую помощь. Нашим опытом уже заинтересовались другие школы.- Галина Михайловна, мудрая народная поговорка гласит: один в поле не воин. Помогают ли вам учителя?- Да, но вначале нам всем было трудно. Многие привыкли просто отрабатывать свои часы, а дальше – хоть потоп. Но поскольку многое в развитии школы зависит от личности руководителя, перестройка была неизбежна. В нашей школе прекрасные, грамотные учителя, но им не хватало рывка для собственной реализации. Они жили потихоньку, не в конце и не впереди. Посерединке. А середина – это замкнутый круг. «Заболачивается» все по периметру. В том числе и дети. Причем больше всех досталось среднему звену. Начальное звено в школе было просто великолепное: здесь и кружки, и активное сотрудничество с родителями и т. д., а среднее звено вообще выпало из поля зрения. Никто не хотел им заниматься, а ведь если мы потеряем среднее звено, можно представить, какую катастрофу нам даст старшая школа.Не могу сказать, что все идеи сразу подхватили на ура. Первые два месяца люди наблюдали, а потом стали загораться. У нас ведь действительно хорошие учителя. Очень много молодых – больше половины педагогов в возрасте до 40 лет. Когда они увидели, что появилась возможность самореализации, без которой в условиях нового Закона «Об образовании в РФ» нельзя, начали меняться. И дети это почувствовали. Конечно, у нас не без проблем, но по-другому в коллективе не бывает.Для того чтобы учителя утвердились в собственной значимости, мы также вернули в школу одну замечательную традицию: начали приглашать бывших учителей. К сожалению, до этого такие встречи не проводились более 10 лет. Учителя, которые когда-то создавали имя школы, а сейчас уже на пенсии, были никому не нужны. Это недопустимо. Мы собрали их на 8 Марта, дети устроили концерт. Сейчас бывшие педагоги пишут историю школы, и это тем более важно, что не сохранилось никаких архивных документов об истории образовательного учреждения. Они наша настоящая живая история.- Ни один руководитель не обходится без планов на будущее. Каковы они у вас?- Хочется, чтобы наша школа стала профильной. Мечтаем, чтобы были открыты кадетские классы, чтобы на нашей базе существовала региональная школа спасателей. Также будем развивать информационные технологии, чтобы идти в ногу со временем. Будем продолжать работать по экологическому и туристско-спортивному направлениям. Возможно, возникнет какой-то другой профиль, ведь жизнь сама подсказывает, что будет востребовано в будущем. И конечно, будем усиливать работу с родителями. Школа без них не выживет. Будем создавать управляющий совет школы.Вообще надо никогда не унывать, жить на позитиве. О плохом некогда думать, если все время двигаться вперед. Проблемы были и будут всегда, но их можно и нужно решать.Ломоносовский район, Ленинградская область
Комментарии