search
main
0

Биостарт для Пущино

Новые задачи для нового времени

Пущино – город задач: биологических – с точки зрения профиля исследований; экологических – так как город создан как модель экополиса; интеллектуальных – ученые понимают свою миссию и стараются, чтобы идеи и смыслы, заложенные при основании города, получили продолжение у следующих поколений. 18 ноября состоится XXV, юбилейная, международная конференция с участием школьников с одноименным названием «Экополис – город будущего».

В лаборатории агробиологии не скучно

Сегодня по всему Подмосковью открываются «Кванториумы», технопарки, технополисы. Наука действительно востребована. Но каждое пространство, в котором реализуются идеи по созданию подобных объектов, ориентировано на то поле возможностей, которым оно обладает.

Пущино как город образовался благодаря совмещению двух задач: создать пространство для полноценной жизни ученых, находящихся вдали от Москвы, и образовать гармоничное сочетание городской среды и окружающей природы. Конструктивистский подход, положенный в основу проекта, предполагал четкое зонирование. В линию выстроились научно-исследовательские институты, начиная от Института фундаментальных проблем биологии РАН и заканчивая филиалом Института биохимии и физиологии микроорганизмов имени Г.К.Скрябина, где ныне располагается Пущинский научный центр биологических исследований, вобравший в себя в том числе Институт биофизики клетки, Институт биологического приборостроения, Институт фундаментальных проблем биологии, Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения. На отдельной территории находится астрономическая обсерватория Астрокосмического центра Физического института имени П.Н.Лебедева.

По словам руководителя БиоТех-Пущино Оксаны Анатольевны Евдокимовой, данная площадка появилась в результате победы в федеральном конкурсе мероприятий по реализации инновационных проектов (при поддержке Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области). И сама идея создания БиоТеха не случайна и несколько отличается от типичных «Кванториумов» и технопарков, прежде всего возможностями практического погружения участников в реальную научную среду, концентрации научных и педагогических усилий на восполнение, казалось бы, утраченного связующего звена между средней и высшей школой.

Задачи, которые на этом пути приходится решать, также оказываются в поле зрения современных ученых, занимающихся наукой в лабораториях научно-исследовательских институтов, педагогов образовательных институтов (таких как ПущГЕНИ – ныне филиала РОСБИОТЕХ), ведущих подготовку будущих кадров для науки, привлекая к этому процессу студентов и аспирантов, принимающих участие в работе БиоТех-Пущино.

Все созданные здесь лаборатории (а их восемь) – окно в научный мир, с его задачами и особенностями. И каждое из них выступает как часть целостной модели видения подготовки ребят к возможному научному будущему: обучению работе с реальными научными объектами, прохождению всех этапов для достижения поставленной цели – участию в региональных научных конференциях, подготовке к олимпиадам, повышению успеваемости по естественно-научным дисциплинам в школе. На более сложных этапах в жизни школьников БиоТех-Пущино приходит на помощь в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Но, наверное, самое важное то, что молодые специалисты, недавно прошедшие ту же самую школу жизни, но еще не имевшие опыта посещения подобной площадки, отзываются о ней как о необходимом и доступном способе реализации любых учебных и творческих планов. Александр Иванович Нагайцев, тьютор лаборатории биохимии и биофизики БиоТех-Пущино, руководитель научного сектора ПущГЕНИ, говорит о том, как постепенно формируется интерес к научному знанию, какие моменты приходится учитывать при работе со школьниками, а это и преодоление страха при работе с реактивами, и обретение уверенности в собственных знаниях, и наращивание научного потенциала.

И вместе с этим ребята претендуют на серьезный уровень. Уже в восьмом классе они примеривают на себя роль второкурсника, принимая участие в летних научных школах. А за этим стоят практическая работа в лабораториях, лекционные мероприятия, мастер-классы и встречи с учеными. Благодаря разнообразию форматов научных школ, а в Пущино их проходит три, каждый из детей от 7 до 17 лет может выбрать тот, который отвечает его стремлению к научному познанию мира.

Так, например, для самых маленьких существует летняя школа «БиоСтарт», которая проходит на базе БиоТех-Пущино, для школьников это площадки БиоТех-Пущино (междисциплинарная школа) и ПущГЕНИ (школа цифровой биологии), которая в этот раз также прошла в стенах нового образовательного пространства. Возглавляет эту школу заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин, автор лекционных курсов по биоэтике, методических разработок в области цифровой биологии Харлампий Пантелеевич Тирас.

В лаборатории цифровой биологии и экологии участники летних научных школ и ребята, занимающиеся по программе БиоТех-Пущино, имеют возможность попробовать себя в необычной роли архивиста. С помощью использования таких современных средств, как спектрофотометр, школьники сканируют растения, создавая их электронные версии.

Одним из главных направлений работы данной лаборатории является знакомство юных исследователей с методами мониторинга воздуха и воды, используя для этого, в частности, не совсем привычные объекты – планарий (относящихся к классу ресничных червей, способных к регенерации) и листья некоторых лип, выступающих в качестве биодатчиков. О ходе данных экспериментов, и не только, можно будет услышать на ежегодной, в этот раз юбилейной, конференции «Экополис – город будущего».

Елена ОЧИНА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте