search
main
0

Биоритм плюс биовозраст В Ростове-на-Дону работает уникальный научный центр

В ссузах России учатся более 2 миллионов студентов, в вузах – около 4 миллионов. Однако похвастать хорошим здоровьем могут немногие. Различные исследования фиксируют его повсеместное ухудшение. Минздрав давно уже бьет тревогу. Не меньше озабочены болезненностью молодого поколения и в Министерстве образования. В чем же заключается программа его действий? Об этом мне рассказала заместитель начальника Управления специального образования МО РФ Галина Сырчина.

Физическое и психическое нездоровье в вузах – это результат разрушения служб врачебного контроля и системы физического воспитания в школах. Уже лет десять, как рухнули отлаженные системы летнего отдыха и обязательных диспансеризаций. Наконец, не только дети, но и их родители зачастую имеют весьма смутное представление о том, что значит вести здоровый образ жизни. Между тем учить всему этому, развивать и сохранять здоровье должны именно в учебных заведениях, ведь дети находятся там достаточно много времени. Начинать эту деятельность надо с детских садов и обязательно продолжать ее в школах, ПТУ, ссузах и вузах. Но вот проблема – во всех этих учреждениях нет или не хватает кадров, которые могли бы серьезно заниматься оздоровлением. Есть, конечно, врачи, но они занимаются болезнями, а нам нужны профессионалы, наблюдающие за состоянием здоровья человека, его сохранением и восстановлением.
– А на законодательном уровне забота о здоровье предусматривается?
– В Доктрине образования заявлено о необходимости сохранения, развития и формирования здоровья. И это приоритет. Поэтому в Министерстве образования серьезно занимаются решением этой проблемы. 15 мая 2000 года вышел приказ министра образования N1418 “Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательного учреждения”. Естественно, что этим положением могут пользоваться не только школы, но ссузы и вузы. И во многих территориях такие региональные и межвузовские центры уже начали создаваться.
– А конкретные адреса назовете?
– Пожалуйста. В Ростове-на-Дону работает уникальный учебно-научно-исследовательский институт “Валеология” на базе Ростовского государственного университета. Он состоит из аналитического, диагностического и реабилитационного блоков. Есть и учебный класс, где готовят специалистов для работы по этой проблематике. По сути, это центр здоровья, где высококлассные специалисты работают на новейшем оборудовании. Кстати, многие приборы уникальны и выполнены в вузах.
В центре выдается так называемый паспорт здоровья индивида. Для того чтобы его получить, человек проходит серьезное психофизическое обследование. Например, проводится оценка соответствия его биологического возраста календарному. Определяется суточная биоритмика, проверяются состояние и резервы опорно-двигательного аппарата, физической тренированности и работоспособности. Оцениваются специалистами и возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем. Обязательно проверяется состояние зрения и слуха, центральной нервной системы, проводится экспресс-оценка иммунного статуса. А после этого даются рекомендации по формированию здорового образа жизни, коррекции и развитию здоровья.
Центры здоровья есть в Красноярском крае, Тюменской, Самарской, Тульской, Рязанской, Московской областях. Только в Кемеровской области работают 42 центра здоровья.
– А как финансируются такие центры?
– В основном из вузовского бюджета. Если центр региональный, тогда дотации может давать и регион. Федеральные деньги на создание и функционирование центров не выделяются. Считается, что вузы обладают достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы при желании открыть такой центр. При этом сам центр может зарабатывать на основе хозяйственных договоров о совместной деятельности, оказывать платные услуги населению, а не только студентам и преподавателям вуза.
– Для того чтобы подготовить специалистов, нужна учебно-методическая литература. Она есть?
– С 1998 года в Министерстве образования работает Координационный совет. Он занимается разработкой учебных курсов, программ по культуре здоровья, возрастной физиологии. В некоторых вузах по этим направлениям ведется подготовка специалистов.
Есть, конечно, и нерешенные проблемы. Нам нужно создать единую методологию диагностики, прогноза и немедикаментозной коррекции здоровья студентов. Следующая проблема – оснащение вузовских центров типовым комплектом оборудования. Здесь придется максимально использовать внебюджетные средства самих вузов или субъектов Федерации. Но есть и другой вариант. Вуз может получить грант Министерства образования, предложив на конкурсной основе свой проект. Для этого существует программа “Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования”.
Ольга МАКСИМОВИЧ

Статфакт

За последние пять лет число детей-инвалидов увеличилось в два с половиной раза. До 70% школьников имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 35% поступают в школу с хроническими заболеваниями, у 30% наблюдаются отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Более 60% девочек в возрасте от 14 -16 лет требуют внимания гинекологов.
Почти 80% юношей призывного возраста не готовы к воинской службе.
Нарушения здоровья разной степени тяжести отмечаются у 80% студентов вузов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте