Ассоциация для двоих
Пока один из самых эффективных в преподавании – метод конспектов. Здесь подразумевается не конспектирование учеником материала учебников, пособий или лекций, вовсе нет! Эту работу за них уже сделала я. Школьникам остается лишь внимательно слушать мое объяснение, а затем работать с моим конспектом дома. Старательные ученики обычно сравнивают изложенный материал с тем, как это описано в учебниках и пособиях. Но мои конспекты не подменяют собой учебники или пособия и не дублируют их. Они лишь отражают понимание темы, и я широко пользуюсь этим правом учителя. Менее старательные ученики просто читают мой конспект или механически переписывают его в свою тетрадь.
Новое занятие я начинаю с контрольного теста в 4-5 вариантах по материалу пройденных тем. Затем объясняю ошибки прошлой контрольной работы и даю новый материал, дополняющий уже имеющийся запас знаний.
Наша работа в классе происходит интенсивно, но она необременительна и интересна. Исчезла необходимость диктовки, но хорошо работает слуховая и зрительная память детей. Я много записываю на доске и рисую, имея возможность обсуждать материал с ребятами. Провожу практические занятия, например, даю каждому измерить систолическое и диастолическое артериальное давление, проверить действие ферментов слюны на крахмал. Все наблюдения сопровождаются простыми и запоминающимися объяснениями.
В этом году вышли отдельным изданием мои “Конспекты по биологии”. Приняты также к публикации контрольные тесты, дополняющие работу по конспектам. Очень хочется быть полезной в облегчении труда учителя. Мне было приятно сразу же получить письмо с отзывом о “Конспектах” от Любови Алексеевны Заонегиной, преподающей биологию и химию в профессиональном лицее в Новгороде. Мы вдвоем теперь образуем Ассоциацию сторонников метода конспектов в преподавании.
Надежда ЗАОСТРОВЦЕВА
Санкт-Петербург
P.S.
Адрес Надежды Заостровцевой – в редакции. Пишите в “Учебники”.
Комментарии