Грузы начали носить на голове еще с доисторических времен. Хорошо известны, например, древнеегипетские изображения, иллюстрирующие носильщиков с разными грузами на голове. Если груз находится на голове, он почти статичен, неподвижен (в вертикальной плоскости), его не нужно при ходьбе постоянно приподнимать. При этом нагрузка более-менее равномерно распределяется по позвоночнику. Груз же в руках или за плечами как бы подпрыгивает вместе с шагами, что создает дискомфорт, дополнительную нагрузку на разные части тела.
Окончание. Начало в №3Головы по форме (и по содержанию!) у всех разные. Поэтому просто так на макушке не разместишь тот же кувшин с маленьким дном. Приходится подкладывать под него валик, венок, плоскую округлую подушечку. Культура ношения грузов на голове, вероятно, породила и такие головные уборы, как тюрбан (чалма), камилавка (клобук), феска. Кстати, раньше в славянских землях коробейники, грузчики, торговцы часто носили на голове подносы, короба, блюда, корзины с разнообразным товаром. Вместо подкладки использовались шапки, картузы, платки. Но почему-то эта традиция впоследствии была утрачена. Не царское дело таскать на себе разные тяжести. Для этого есть придворные, слуги. Однако бремя власти не для всех по силам. Тяжесть шапки Мономаха не каждый смертный выдержит. Возможно, царская корона – это не столько атрибут власти, а всего лишь подкладка под нее?Портеры, кули, докеры, бендюжники – все это профессиональные грузчики и носильщики у разных народов, которые используют простые, отработанные веками методы и способы погрузки и переноски тяжестей. В том же Непале я нередко наблюдал, как переносят грузы с помощью налобной лямки, которая используется для распределения нагрузки и ослабления давления на плечи. Лямка может быть частью петли, с помощью которой поддевается и переносится груз (такие ременные петли часто используют наши грузчики, спуская с верхних этажей громоздкую и тяжелую мебель), чаще же всего она прикрепляется к таре – корзинам или мешкам. Подобная дополнительная налобная обвязка используется народами Азии, Африки, Америки не только для переноски грузов, но и детей. Довелось наблюдать, как переносят грузы носильщики-шерпы. Почти все используют те же налобные лямки. Довольно, кстати, широкие. Многие опираются на палку с горизонтальной ручкой-перекладиной. Это своеобразный посох. Он довольно короток, при упоре руку не приходится сгибать в локте. Носильщики часто отдыхают на ходу, опирая корзины, тюки, мешки на горизонтальную перекладину. Двигаются по крутому склону шерпы медленно, мелкими шажками, часто по извилистой траектории. Что ж, прямая дорога не всегда самый короткий путь к цели….Я медленно подымаюсь в гору, разглядывая мелкие камешки на тропе, травинки на обочинах. Вдруг вижу две темные живые ягоды – детские глаза. Они принадлежат ребенку. Он выглядывает из корзины, которая мерно раскачивается за спиной мамы. Женщины носят (вынашивают!) детей в утробе, однако и после рождения, пока ребенок самостоятельно не зашагает по жизни, он остается материнской ношей. В самом прямом смысле. Своя ноша не тянет. Это будто именно об этом случае сказано. Он распространен в самых разных уголках планеты у многих народов. У малыша свой взгляд на мир, однако с высоты маминой (папиной тоже) спины, плеча, бедра. Детей на себе носят, используя неширокие ленты-пояса или различные емкости – сумки, корзины, короба. Лямки, используемые для ношения детей, традиционно изготавливаются из коры деревьев, лыка, кожи животных и даже просто сплетенной травы. Чаще всего, конечно, в ход идут тканевые отрезы. У каждого народа свой способ ношения любимого чада. Китаянки, например, используют май-тай – прямоугольный кусок ткани, который по краям имеет лямки. Нижние завязываются снизу, на талии матери, верхние – закидываются на плечи, перекрещиваются на спине ребенка, а затем перекидываются обратно и завязываются также на уровне живота. В Корее и Вьетнаме малышей носят в подегах – широких передниках с поясом. У народов Африки пользуется популярностью канга – прямоугольное полотно, верхние концы которого завязывают над грудью, нижние – под грудью, ребенок при этом располагается сзади. Что помнится, то воротится. Раньше детей носили (чаще, правда, «приносили») «в подоле», сегодня среди современных мам во всем мире популярными становятся слинги (от английского sling – «перевязь») – особым образом опоясывающие тело отрезы ткани, в которых чада покоятся, как в маленьких гамачках.Младенцев могли заворачивать в старые поношенные вещи, ветхое (однако при этом мягкое) тряпье, которое обертывали веревками и при переноске подвязывали к телу с помощью узкого пояса. Для транспортировки малыша мог подойти обычный хозяйственный мешок. «Корячки кладут ношу, а также своих детей в травяные, крапивные или кожаные мешки, которые они носят на спине при помощи головной лямки, надеваемой на лоб», – писал один исследователь быта северных народностей. В ход идут и легкие удобные корзины. Их часто, кстати, используют в роли колыбелек. Непальские амазонки свободно, ловко, с некоторым даже артистизмом карабкаются по крутым склонам с характерными треугольными корзинами за спиной, в которых покоятся их чада. Чуткие и внимательные матери сразу замечают, если дите засыпает. Носильщицы тут же изменяют походку, ступая мягче и тише……У каждого свой путь и своя ноша (на плечах, за спиной, на голове и внутри нее, в душе и на сердце). Какую дорогу выберешь, как нагрузишь себя и сумеешь пронести, осилить тяжесть этой ноши, так и сложится жизнь. Все свое носит человек до конца дней своих. А нередко и передает детям…
Комментарии