И снова, как одиннадцать лет назад, большое жюри Астраханского областного конкурса “Учитель года-2001”, проходившего в марте этого года, решало “Кто лучше? Чей опыт оправдал себя? Кто сумел в напряженные конкурсные дни собраться и выплеснуть свои умения, эмоции где надо и как надо?”.
А было их, добравшихся до областного финала, – 16, молодых, задорных и, главное, уже познавших вкус победы на районных учительских состязаниях.
Итак, открытие конкурса. Казалось бы, для его устроителей – Департамента образования, обкома профсоюза работников народного образования, областного института усовершенствования учителей – это уже отработанный этап, ан нет! На душе тревожно: волнуются конкурсанты, большое жюри, болельщики из школ районов и города и, конечно, дети, ученики конкурсантов, студенты педагогических училищ, педагогического университета.
Начинается торжественное представление финалистов, пожелания им удачи, успехов и, конечно, побед – над собой, в конкурсе, “войти в число призеров” и т.д. Традиционно каждый год приветствует собравшихся глава администрации области Анатолий Петрович Гужвин, считающий заботу об астраханском образовании одной из приоритетных задач не только руководителей районов и городов области, но и своей личной заботой. Это при непосредственной поддержке Анатолия Петровича главы районных администраций, профсоюзных органов изыскивают средства для награждения участников конкурсов, находят время для встречи с учителями.
Будучи отличным психологом, понимая всю напряженность предстоящего профессионального состязания, губернатор умело снимает ее, пообещав всем конкурсантам, независимо от их места в “табели о рангах”, поездку по Волге до Нижнего Новгорода.
Итак, конкурс открыт. Начались его напряженные семидневные будни: уроки в незнакомых классах, защита концепций, анализ увиденного и услышанного членами большого жюри, которое в этом году в первый раз полным составом просмотрело все 16 уроков, представленных конкурсантами – учителями русского языка, МХК, математики, начальных классов, английского языка, физики, истории, информатики. Были споры, были разочарования, подчас даже удивление от увиденного и услышанного, но мнение почти единодушное: наиболее уверенно и основательно показали себя учителя, проработавшие в школе от 5 до 14 лет.
А нынешняя победительница – учитель литературы гимназии N 3 г. Астрахани Меркулова Майя Геннадиевна успела уже и кандидатскую диссертацию защитить, и славного малыша родить.
Добрых слов в свой адрес заслужили Лоскутов А.Б. (информатика, лицей N 1 г. Астрахани), Тимофеева Н.И. (литература, школа N 234 г. Знаменска), Левченко А.В. (история, Зубовская школа дальнего Черноярского района области) и другие призеры, вошедшие в счастливую десятку.
Самый молодой из них – Ткачев В.О. (английский язык, Кирпичнозаводская сельская школа) удостоился приза симпатий школьников из юношеского жюри конкурса.
Добрая традиция, сложившаяся в течение последних пяти лет, – привлекать старшеклассников к участию в жюри. Они оценивают вместе со взрослыми уроки-импровизации, задают вопросы, сидя на видном месте рядом с начальником департамента В.А.Шитовым, первым помощником и защитником учителей области, готовят конкурсантам хитрые “задачки” на “круглый стол”. Надо только видеть, с каким удовольствием общаются воспитатели и воспитанники (даже в перерывах между конкурсными мероприятиями), как учителя оправдываются за свои подчас не особенно удачные ответы (они видят это по лицам детей), приглашают ребят учиться в свои школы, восклицая при этом: “Кто сказал, что у нас плохие дети?”.
Нелла СТРОКИНА,
член оргкомитета областного конкурса
“Учитель года-2001”
Астрахань
Комментарии