Станем ли мы первой многорасовой
демократией в мире?
Выступая 14 июня на церемонии вручения дипломов выпускникам Калифорнийского университета в Сан-Диего, Клинтон обратил особое внимание на проблемы образования, а также изложил основные моменты плана, “направленного на развитие диалога во всех общинах и слоях общества страны с целью осознания этой проблемы и работы над ее решением, с целью активизации общественных лидеров на всех уровнях, деятельность которых должна помочь в преодолении расовых границ…”
“Свыше 30 лет назад, когда движение за гражданские права достигло самой высокой точки, члены Комиссии Кернера заявили, что наша страна превращается в две Америки – одну черную, другую белую, существующие отдельно друг от друга и в неравных условиях”, – заметил Клинтон.
“Сегодня перед нами стоит другой выбор, – сказал он. – Превратимся ли мы не в две, а в множество Америк, существующих отдельно друг от друга, в неравных условиях и в изоляции? Или же мы сумеем черпать силы из единства всего нашего народа, из нашей старинной веры в человеческое достоинство и станем первой по-настоящему многорасовой демократией в мире? Таким образом, именно нашему поколению предстоит решить задачу по избавлению общества от бремени расовых проблем и возрождению надежд Америки на лучшее будущее”.
– У себя дома мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок имел возможность развивать дарованные ему Богом способности. Поздно обращать внимание на детей, когда они уже попали в беду. Мы должны подготовиться к уходу на пенсию людей поколения “бума рождаемости” с тем, чтобы получить возможность заняться улучшением материального положения наших детей – именно об этом говорила Колин. Мы должны поставить силы науки и техники на службу общества, всего американского народа.
Между тем, я считаю, что величайший вызов из тех, о которых говорила Колин, является одновременно и нашим величайшим шансом. На фоне всех проблем, связанных с дискриминацией и предрассудками, которые до сих пор существуют в нашем обществе, самой сложной является самая старая из них, а во многих отношениях и самая новая – расовая проблема. Сможем ли мы реализовать открывающиеся перед Америкой возможности путем привлечения к этому процессу всех граждан вне зависимости от расового происхождения? В университетах эта задача решается проще, поскольку обучающиеся в них люди имеют целый ряд преимуществ в виде просвещенных учителей и довольно продолжительное время для того, чтобы думать, расти над собой и узнавать друг друга в контексте повседневной американской жизни. Короче говоря, сможем ли мы стать единой Америкой в XXI веке?
Как я уже говорил раньше, этого нельзя достичь с помощью денег, силы или технологии. Мы можем прийти к этому только путем благородства и величия человеческого духа – того самого духа, который витает над хором, поющим псалмы и состоящим из представителей многих рас.
Сегодня в штате Гавайи, сенатор и конгрессмен от которого присутствуют здесь, не существует какой-либо расовой или этнической группы большинства. Он представляет собой чудесный уголок природы, где люди живут в духе дружбы и патриотизма. В ближайшие три года ни одна расовая или этническая группа здесь, в Калифорнии, не будет составлять большинства населения штата. Уже сегодня пять из наших крупнейших учебно-образовательных округов набирают учащихся из более чем 100 различных расовых и этнических групп. В вашем университете преподавали 12 лауреатов Нобелевской премии из девяти разных стран мира. Лет через 25, когда ваши внуки пойдут в колледж, в составе населения Америки уже не будет расового большинства.
Сегодня мы можем предположить, как мы будем выглядеть, но хотелось бы знать, какими мы будем. Сможем ли мы быть единой Америкой, жители которой уважали бы существующие между ними различия или даже гордились ими, развивая то общее, что у них есть? Можем ли мы определить, что значит быть американцем – не с точки зрения той черточки, с помощью которой присоединяется слово, обозначающее этническое и расовое происхождение, а с точки зрения нашей приверженности тем ценностям, которые отстаивает Америка и которые составляют суть нашей жизни. Наши сердца стремятся дать положительный ответ на этот вопрос, однако наша история говорит о том, что сделать это будет непросто. Идеалы, которые связывают нас друг с другом, – ровесники нашей страны, но таковыми являются и силы, которые пытаются нас разделить. Основатели нашего государства стремились создать более совершенный союз; скромность и надежда, содержащиеся в этой формулировке, являются отражением истории Америки и характера нашей сегодняшней миссии.
Мы наблюдаем неправильную тенденцию связывать антиобщественное поведение отдельных людей с целыми группами, в том числе с белым большинством. Если чернокожий американец совершает преступление, следует осудить само преступление, но при этом надо помнить о том, что большинство афроамериканцев являются работящими и законопослушными гражданами. Если выходец из Латинской Америки продает наркотики, следует осудить само преступление, но при этом надо помнить, что огромное большинство испаноязычных американцев являются ответственными гражданами, которые так же, как и все остальные, считают, что наркотикам не должно быть места в нашей жизни. Если белые подростки избивают почти до смерти мальчика с черной кожей только из-за того, что он принадлежит к другой расе, ради Бога, осуждайте само преступление, но помните, что у подавляющего большинства белых американцев подобные преступления вызывают лишь отвращение. Если торговка из Азии занимается дискриминацией своих посетителей, принадлежащих к другому расовому или этническому меньшинству, осудите ее за это, но не забывайте, что очень многие выходцы из Азии испытали на себе, что такое расовые предрассудки, и не хотят, чтобы другие люди приобретали подобный опыт.
Уже четыре с половиной года я прилагаю усилия к тому, чтобы подготовить Америку к вступлению в XXI век на основе стратегии, которая предполагает возможности для всех, ответственность со стороны всех и участие всех граждан в жизни американского общества. Для того чтобы добиться успеха на каждом из этих направлений, мы должны разобраться с реальными обстоятельствами и понятиями, которые касаются всех расовых групп Америки.
Во-первых, мы должны и дальше расширять возможности для наших граждан. Полноценное участие в надежном и развивающемся экономическом процессе является лучшим противоядием от зависти, отчаяния и расизма. Мы должны прилагать дальнейшие усилия к тому, чтобы миллионы людей вышли из мира нищеты и социальных пособий и стали работать; чтобы в бедных городских кварталах зародилась искра предпринимательства; мы должны удвоить наши усилия с тем, чтобы принести процветание в те сельские общины, которые остались за бортом. Но самое важное состоит в том, что мы просто обязаны дать нашему молодому поколению самое лучшее в мире образование.
Не существует детей, которые в силу своего этнического или расового происхождения не могли бы достичь самых высоких академических стандартов, если мы установим такие стандарты и будем с их помощью измерять способности наших учащихся; если мы дадим школьникам хорошо подготовленных учителей и хорошо оснащенные классы, если мы будем продолжать хорошо продуманные реформы по повышению качества обучения, например, такие, как движение чартерных школ.
Сегодня, когда обучение в колледже предполагает будущую стабильность, хорошую работу и является своеобразным “пропуском в средний класс”, мы должны открыть двери колледжей для всех американцев и сделать по крайней мере двухлетнее обучение в колледже таким же универсальным явлением в начале XXI века, каким сегодня является диплом об окончании средней школы.
В наших усилиях по расширению экономических и образовательных возможностей для всех наших граждан мы должны подумать над тем, какую роль играют программы аффирмативных акций. Я знаю, что такие программы и такая политика не совсем удачно проводились в Америке – именно поэтому два года назад мы стали корректировать их; когда их поставили на нужные рельсы, они заработали.
Это дало стране целое поколение профессионалов в областях, которые раньше считались эксклюзивными, где такие люди, как я, получили выгоды от 100-процентной политики позитивных акций (преимущественного приема в учебные заведения и на работу этнических меньшинств и женщин. – Ред.). Никогда в стране не было столько компаний, принадлежащих женщинам. Никогда в стране не было столько адвокатов, судей, ученых, инженеров, бухгалтеров и менеджеров высокого ранга из числа афроамериканцев, испаноязычных американцев и американцев азиатского происхождения.
Между тем лучший пример успешных аффирмативных (позитивных) акций являют собой наши вооруженные силы. Этническое и расовое многообразие присуще нашим вооруженным силам снизу доверху – они, вероятно, являются самым интегрированным институтом нашего общества и уж, конечно, самыми интегрированными вооруженными силами в мире. Но самое важное состоит в том, что ни у кого не возникает сомнения по поводу их превосходства над вооруженными силами любой другой страны мира. Это доказывает отсутствие противоречий между профессионализмом и многообразием.
Есть люди, которые утверждают, что отметки за стандартные тесты должны быть единственной мерой квалификации абитуриентов при поступлении в колледжи и университеты. Но многие не стали бы применять одинаковые стандарты для детей выпускников и детей, имеющих спортивные таланты.
Я думаю, что студенческий коллектив, в котором отражено многообразие всего общества, имеет особую ценность с точки зрения качества образования. Посмотрите на эту аудиторию. Неужели вы думаете, что, если бы вы все были похожи друг на друга, вам удалось бы получить лучшее образование? Я так не думаю.
Кроме образовательной ценности, есть еще и ценность общественная, поскольку вы научитесь жить и работать в мире, который вы же сделаете лучше. Когда молодые люди общаются с себе подобными молодыми людьми, имеющими разное происхождение, они приобретают дополнительный опыт, который пригодится им в большой будущей жизни. Таким образом, они станут более полезными для общества гражданами.
Многие студенты, попавшие в учебные заведения благодаря программам позитивных акций, демонстрируют отличную успеваемость. Они упорно работают, многого добиваются, а затем возвращаются в свои общины, которым нужны их знания и их пример. Если вы закроете перед ними дверь, то это ослабит наши великолепные университеты и затруднит задачу построения общества, которое необходимо нам для вступления в XXI век.
Я знаю, что население Калифорнии проголосовало за отмену программ позитивных акций и сделало это без всякого злого умысла. Большинство граждан просто убеждено в том, что дискриминация и изоляция больше не являются препятствиями на пути профессиональных достижений. Но посмотрим на результаты. Набор представителей меньшинств в юридические школы и другие учебные заведения, выдающие дипломы своим выпускникам, резко снизился впервые за многие десятилетия. Можно предположить, что то же самое произойдет в учебных заведениях с базовым циклом обучения. Мы не должны вновь заниматься сегрегацией высшего образования или оставлять на откуп частным университетам то, что должно делать общество.
Сегодня, когда нам нужно теснее обьединяться в жизни и учебе, мы должны и дальше пытаться уравнивать экономические возможности. Тех, кто возражает против программ позитивных действий, я прошу выступить с альтернативными предложениями. Если они будут разумными, я готов согласиться с ними. Между тем, обращаясь к людям, которые поддерживают такую политику, хочу сказать – вы должны отстаивать свои позиции, входить в контакт с людьми, которые не согласны с ней или не знают, о чем идет речь, и говорить с ними о практических результатах; нельзя, чтобы о нас думали, что мы не хотим разговаривать с несогласными или искать вместе с ними новые пути для улучшения жизни и обьединения людей.
Давая людям новые возможности, мы должны при этом требовать ответственности от каждого американца. Наша сила как единого общества зависит от ответственности людей за самих себя и за свои семьи, за приобщение детей к правильным ценностям, за упорный труд и законопослушание, за самоотдачу на благо общества. Новая экономика предлагает меньше гарантий, больше риска и больше вознаграждений. Она требует от всех нас еще большей ответственности за наше образование.
В условиях нынешнего экономического подьема только одна расовая или этническая группа в Америке на деле испытала снижение доходов – испаноязычные американцы. Одна из главных причин состоит в том, что число испаноязычных учащихся, оставляющих среднюю школу, превышает – и намного превышает – число учащихся с белой и черной кожей, которые бросают школу. Некоторые из таких бывших учащихся на самом-то деле хотят работать. Мы можем только восхищаться желанием выполнять тяжелую работу в течение длинного рабочего дня и за малую плату. В условиях старой экономики это говорило об ответственности человека, который так поступает. Между тем в новых экономических условиях, где образованию отводится ключевая роль, ответственность состоит в том, чтобы не уходить из школы, не бросать учебу.
Члены выпускного курса, у вас больше возможностей реализовать ваши мечты, чем у любого другого поколения в нашей истории, если мы сможем соткать из многих различных нитей одну Америку, страну, живущую в мире с собой, обьединенную общими ценностями и стремлениями, возможностями и реальным уважением к нашему многообразию.
Я южный баптист шотландско-ирландского происхождения и горжусь этим; но моя жизнь неизменимо обогатилась силой Торы, красотой Корана, проницательной мудростью всех религий Востока и Южной Азии, которые исповедуются моими согражданами-американцами. Я чувствую неописуемую радость и мир в душе, находясь в церквах для чернокожих и церквах пятидесятников. Я полюбил активность и бескорыстие моих сограждан латиноамериканского происхождения, их отношение к семье. Как южанин, я вырос на музыке в стиле кантри и окружных фермерских ярмарках, и я по-прежнему люблю их. Но мне приходилось также пировать на фестивалях еды, наслаждаться музыкой, искусством и культурой американцев индейского происхождения и американцев из всех регионов мира.
В каждом регионе, который я посещал как ваш президент, я еще больше ощущал себя дома потому, что некоторые из их жителей нашли свой дом в Америке. На протяжении двух столетий на наши берега устремлялись одна за другой волны иммигрантов, привлеченных перспективами свободы и равных возможностей, чтобы строить новую жизнь. С чем бы они ни сталкивались вместо ожидаемого – пусть даже с фанатизмом и насилием, большинство их никогда не теряли веру в Америку. Даже афроамериканцы, предков которых мы привезли сюда в цепях, никогда не теряли веру в Америку.
Вам предстоит доказать, что их твердая вера была обоснованна. Жизнь на островах изоляции, некоторые из которых прекрасны, а другие отвратительны, – это не американский путь. Сделать основой уважения к себе способность смотреть на других сверху вниз – это не американский путь. Удовлетворяться тем, что мы имеем желаемое, не обращая внимание на нужды других, кто не имеет даже необходимого и того, что заслуживает, – это не американский путь. Мы ликвидировали эти барьеры в нашем законодательстве, а сейчас мы должны разрушить эти барьеры в нашей жизни, нашем сознании и наших сердцах.
Более 30 лет назад на подьеме движения за гражданские права Комиссия Кернера заявила, что мы превращаемся в две Америки – одну белую и одну черную, которые отделены друг от друга и не равны. Сегодня мы стоим перед другим выбором: превратимся ли мы уже не в две, а во много Америк, отделенных друг от друга, неравных и изолированных? Или же источником нашей силы станут весь наш народ и наша давняя вера в человеческое достоинство, что сделает нас первой в мире многорасовой демократией. В этом состоит незаконченная работа нашего времени – снять бремя расовых проблем и реализовать перспективы Америки.
Выпускники 1997 года, время, когда я рос, было омрачено разделенностью Америки, но я видел фрагменты единой Америки. Сегодня вы показали мне один из таких фрагментов. Это Америка, которую вы должны создать. Она начинается в ваших мечтах, поэтому не стесняйтесь в своих мечтаниях, претворяйте их в жизнь, идите дальше своих родителей и хорошо воспитывайте ваших детей.
Благослови вас Бог и удачи вам.
Комментарии