search
main
0

Билет в пространство Детства

Вот уже несколько лет любимая тема большинства педагогических встреч – гуманизация образования, которую связывают с проблемой развития личности ребенка. И все чаще вместо словосочетания “развитие личности” используют понятие “личностный рост”.
Л.С.Выготский и К. Юнг, К. Роджерс и Ф. Перлз по-разному трактуют это понятие. Но при всем различии есть одно общее: всюду личностный рост рассматривается как процесс, осуществляемый через значимые формы общения.
На практике сосуществует жестко регламентированное и свободное общение. Очевидно, что для личностного роста ребенка “значимой формой” является последнее. Для такого общения нужен простор, пространство. В исследованиях последних лет оно получило метафорическое название “пространство Детства”.
“Если бы вы могли выбирать, каких педагогов пригласили бы в пространство Детства?” – спросили мы учеников нескольких школ Южного округа Москвы. Так вот “билеты” получили далеко не все! “Отпадают” педагоги, которые “ругаются, задают слишком большие домашние задания, всегда ходят невеселые и с плохим настроением, злые, агрессивные, не умеющие скрыть симпатии и антипатии, несправедливые”. “Она отобрала мой рисунок, когда я не дорисовала, – написала девочка из 5-го класса, – не слушала объяснений, почему я не успела”. А ее одноклассница вспомнила, что учительница начальных классов “орала на нее и пинала”. Рассказ заканчивался риторическим вопросом: “Разве таких можно брать в Детство?”. Нельзя также, по мнению ребят, давать пропуск в пространство Детства учителям, которые не дают исправить двойку, считают себя всегда и во всем правыми, не обращают внимания на слабых учеников, не уважают их, которым не стыдно плохо преподавать…
Концепция воспитательной деятельности педагога, обеспечивающей гуманизацию пространства Детства, только начинает формироваться в нашей стране – а ведь уже к середине ХХ века ее ведущие принципы были сформулированы в европейской педагогике. Об этом писали Януш Корчак и Селестен Френе, Густав Винекен, Оскар Шпиль и Александр Нилл.
Свободное общение на первый взгляд возникает спонтанно, но практика показывает, что в педагогике все рукотворно. И процесс личностного роста ребенка тоже управляется педагогом. Мы имеем в виду, конечно, не жесткое директивное управление, а мягкое, тонкое, умное, нежное, трепетное, означающее, в сущности, создание условий, обеспечивающих их развитие. Когда нужен не только простор, но и новые идеология и культура педагогической деятельности. Такое, конечно, не каждому по плечу… Но если педагог смог, освоил, постоянно развивает в себе дар свободного общения с ребенком, тогда в жизни обоих наступает счастье…
Десять лет назад организованы Российское общество Януша Корчака и Корчаковский молодежный центр. Главный его проект – интеграционный лагерь “Наш Дом”. В лагерях вместе живут дети-инвалиды и их здоровые сверстники из детских домов, многодетных, полных и неполных семей, из малоимущей прослойки населения и из семей “новых русских”, дети с проблемами в обучении и общении, не принятые школьными педагогами и прекрасно успевающие, дети трех рас, более 20 национальностей в возрасте от 5 до 17 лет. Состав вожатых тоже особый. Это молодые люди из России, Украины, Голландии, Германии, США и Швейцарии – активные участники корчаковского движения в своих странах. Студенты педагогических и других вузов, молодые педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, проявляющие интерес к детям, составляют волонтерский отряд, насчитывающий 120 человек.
Ежегодные опросы, анкетирование, наблюдения и беседы с детьми позволяют фиксировать их личностный рост, проявляющийся в повышении их активности, в физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии, толерантном поведении – терпимом дружественном отношении к “Другому”. В “Нашем Доме” нет отрядов – ребята живут “семьями”, потому и вожатых зовут “мама” и “папа”.
Опыт “Нашего Дома” подтверждает: для свободного общения надо, чтобы мы, педагоги, научились понимать детей и принимать их такими, какие они есть. Каждый хороший учитель мечтает вырастить хороших людей, так не надо забывать, что хорошие люди в неволе не вырастают.

Ирина ДЕМАКОВА,
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии АПК и ПРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте