Педагоги всегда могут положиться на свой профсоюз. В этом убедились победители региональных конкурсов «Учитель года-2006», лишившиеся права на поездку в Челябинск. Всего их было 15 – тех, у кого по причине нового порядка проведения конкурса не приняли документы для участия в финале. Профсоюз работников народного образования и науки РФ, один из учредителей конкурса, не только поддержал всероссийский оргкомитет в том, что учителя не виноваты в сложившейся ситуации, но и выступил с инициативой пригласить педагогов в Челябинск. О происшедшем рассказывает главный специалист ЦК профсоюза Елена ЕЛШИНА.
1 февраля 2006 года в связи с реализацией национального проекта «Образование» на заседании оргкомитета были внесены изменения в порядок проведения «Учителя года». А уже 19 февраля за подписью начальника Управления профессионального образования Федерального агентства по образованию Петра Анисимова во все территории было отправлено письмо, где регионам рекомендовалось выдвигать на конкурс преимущественно учителей, выигравших президентские гранты. Что получилось? Очень многие территории, зацепившись за слова «преимущественно» и «рекомендовано», провели конкурсы по старой схеме. В результате 15 региональных победителей, приехав в августе на трехдневный семинар в Москву, узнали: их к Всероссийскому финалу не допустят, поскольку они не стали победителями в рамках нацпроекта. Лучшие учителя 15 регионов остались ни с чем. 6 сентября оргкомитет подтвердил правильность этого решения, но министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил: негоже этих учителей обижать.
Слова-то были сказаны, но конкретных шагов, которые могли бы свести обиду на нет, в общем не последовало. В регионах началось волнение, первыми в ЦК профсоюза позвонили председатель Алтайской краевой организации и заместитель начальника управления образования. Затем забили тревогу еще 14 территорий. Получалось, что они провели региональные праздники «Учитель года», обласкали и наградили победителей, а на главный профессиональный праздник – Всероссийский конкурс – те попасть не могут.
Поначалу профсоюзные лидеры были настроены очень решительно, некоторые предлагали даже обратиться в суд и оспорить вердикт оргкомитета. Но в результате было принято правильное решение – территориальные профсоюзные организации согласились поддержать педагогов, попавших в такую ситуацию, и дать им возможность побывать на конкурсе хотя бы в качестве гостей.
Сначала учителей пригласили в Челябинск и в самом деле в качестве гостей. Но потом программа была скорректирована таким образом, что они не только оказались в гуще событий, проходящих на Всероссийском конкурсе, но и стали их непосредственными участниками: работали в рамках Межрегионального клуба «Учитель года», давали открытые уроки и мастер-классы, дискутировали на «круглых столах».
Я волновалась, как бы у педагогов не возникло чувство обиды при виде своих более удачливых коллег. Ведь они приехали в Челябинск без права на победу. К моему большому удивлению, опасения не сбылись. Педагоги были счастливы и благодарны профсоюзным организациям своих территорий за то, что те дали им возможность понаблюдать за конкурсом.
Более того, благодаря председателю нашего профсоюза Галине Ивановне Меркуловой и переговорам с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования эти учителя, как и все финалисты Всероссийского конкурса, поедут на двухдневный семинар по интегративным технологиям, который проведут за свой счет фирма Microsoft и академия, а потом будут участвовать в празднике, посвященном национальным проектам, в Кремлевском дворце.
Особую благодарность надо, конечно, выразить Челябинской областной организации профсоюза и ее лидеру Юрию Владимировичу Конникову, который вместе с областным министерством образования, городским управлением и Межрегиональным клубом «Учитель года» сделал все, чтобы наши подопечные не почувствовали себя не у дел. За активное участие в организации и проведении финала конкурса «Учитель года России-2006» территориальной организации и ее руководителю объявлена благодарность ЦК профсоюза и вручена премия. Это заслуженная награда. По словам победительницы регионального конкурса «Учитель года Башкортостана», не попавшей в финал, все сомнения по поводу того, нужно было ехать или нет, развеялись, когда она почувствовала теплый прием челябинцев. «Я так благодарна профсоюзу за то, что поехала!» – сказала она представителю Администрации Президента РФ, с которым встретилась в Челябинске. Вот так благодаря профсоюзу и оргкомитет, и министерство достойно вышли из довольно щекотливой ситуации.
Что касается конкурса «Лучшие школы России», то там ситуация была не так остра, хотя он тоже проводился по новым правилам. В этом году в нем участвовали школы, победившие в конкурсе инновационных программ в рамках национального проекта «Образование». Параллельно мы решили провести конкурс на лучшую первичную профсоюзную организацию. Два года работы в экспертной комиссии помогли мне сделать вывод, что в число 30 финалистов, как правило, попадают те образовательные учреждения, где работают сильные профкомы.
Мы получили 38 заявок. Не все из них поступили от школ, ставших обладателями президентских грантов, но представленный материал оказался настолько интересным и богатым, что наша экспертная комиссия допустила их к участию в конкурсе, и в результате все эти школы будут награждены специальными дипломами профсоюза. Три образовательных учреждения не только стали абсолютными победителями нашего состязания, но и вышли в финал Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Это лицей №5 Центрального района Волгограда, лицей имени С.Н.Булгакова города Ливны Орловской области и Удельнинская гимназия Раменского района Подмосковья. Лидеры этих первичных организаций приглашены в Москву для награждения в Колонном зале Дома союзов.
Мнение
Инга ГУМЕНСКАЯ, учитель года Ленинградской области-2006:
– Какая-то минутка была, когда было очень обидно. Наверное, это и называется минутной слабостью. Но после открытых уроков все встало на свои места. На самом деле здорово, что мы приехали в Челябинск. Огромное спасибо профсоюзу за поддержку. У нас подобралась чудесная группа. Мы не только сами проводили уроки, но и видели уроки друг друга. И открыли друг друга заново, через общение с детьми. Каждый урок – изюминка. Я испытываю необыкновенную гордость за своих коллег.
Юрий КОННИКОВ, председатель Челябинской областной организации профсоюза:
– «Учитель года» – это целое движение. И нельзя допустить, чтобы его поглотили гранты и проекты. Это родившаяся из конкурса клубная система, которую надо развивать, потому что она дает педагогам стимул к творчеству, к самосовершенствованию. Конкурсы позволяют проявиться индивидуальности учителя, показать только свое. Обладатели президентского гранта тоже особенные учителя. Нужно иметь определенное мужество, чтобы участвовать в национальном проекте. Но нельзя все вместить в одни рамки. Пусть у педагогов будет широкий спектр возможностей.
Комментарии