Под самый конец нынешнего лета в Казани завершился всемирный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, в котором команда России выступила более чем достойно, в медальном зачете завоевав второе место. Внутри этого чемпионата существует отдельная программа – международный чемпионат по профессиям будущего Future Skills. В его номинациях были представлены 25 профессий, которым еще только предстоит занять свое место в мировой экономике. К примеру: машинное обучение и большие данные, цифровое земледелие, квантовые технологии, проектирование нейроинтерфейсов. И здесь уже из 25 номинаций 22 золота – российские. Не просто достойный, а выдающийся результат наших молодых специалистов! Уже сейчас они готовы жить и работать в будущем.
Как сделать так, чтобы это новое качество – готовность к будущему – было сформировано у каждого выпускника школы, колледжа, вуза?
Подготовка школьников к самоопределению в мире профессий будущего – задача не школы, а иного социального института, который традиционно называется словом «профориентация». Но это должна быть иная, новая профориентация – и она уже имеет свой бренд, и этот бренд – федеральный проект ранней профориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее».
Как и всякий новый проект, «Билет в будущее» несет с собой определенные риски. Главный – столкновение «будущего» с «настоящим». Под «настоящим» я имею в виду созданные во многих субъектах федерации региональные системы ранней профориентации школьников, ориентированные на актуальные потребности региональных экономик.
Будет ли дружеской встреча действующих региональных систем профессиональной ориентации и «Билета в будущее»? На этот счет есть несколько возможных (и даже уже реализующихся) сценариев.
Почти повсеместно для региональных властей профориентация – нелюбимая падчерица. Потому что сложная, непонятная, неизмеримая по результатам, нужная одновременно всем и в то же время никому, и при этом еще и дорогостоящая для бюджета субъекта. В глазах региональной власти «Билет в будущее» и региональные системы профориентации выступают прямыми конкурентами. И есть большой соблазн принять решение в пользу «Билета…» по принципу «или – или».
По мере (само)уничтожения региональных профориентационных практик «Билет в будущее» должен будет прирастать все новыми и новыми освобождающимися территориями. А значит, расти не только вширь, но и вглубь, не только по показателям охвата, но и содержательно. К трем нынешним блокам должны постепенно прибавляться другие. В этом случае региональные системы профориентации возродятся – под новым названием.
Но на самом деле, «Билет в будущее» должен не поглощать региональные профориентационные системы, а максимально тесно и многосторонне интегрироваться с ними.
Есть и вполне объективные причины, по которым региональные практики профориентации проигрывают «Билету в будущее». И главная причина (совершенно для нас непривычная) – даже лучшие из них не обладают той тщательно отточенной инструментальностью, обеспечивающей их трансляцию, как элементы работы, вводимые в рамках «Билета в будущее». Хочу заметить, что разработчики проекта как раз готовы развивать и транслировать региональные практики. Но при одном условии: эти практики должны быть хорошо «упакованы».
Есть и вторая, не менее, а то и более важная сторона неконкурентоспособности региональных практик: ни одна региональная модель профориентации в будущее не обращена. Они ориентированы на актуальный запрос региональной экономики. В профориентации нужно аккуратно сочетать то и другое.
И все же: в чем ошибка региональных властей, готовых отказаться от «всей остальной» профориентации в пользу «Билета в будущее»? В том, что «Билет в будущее» отнюдь не охватывает всей поляны, которую мы называем «профессиональной ориентацией» (тем более – еще более крупной поляны под названием «сопровождение профессионального самоопределения»). За пределами нынешнего «Билета…» остаются, как минимум:
профориентационная работа с ранними возрастами (начиная с младших школьников и до 5 класса включительно);работа с родителями и вообще организация профориентационного нетворкинга в системе «ребенок – родитель – работодатель»;обучение выбору и самоопределению;любые формы продолжительных и непрерывных программ профориентационной направленности.
Нынешний формат «Билета в будущее» – локальный, проектный, «мероприятийный». Тот самый, с которым мы так долго боролись, противопоставляя ему продолжительные форматы работы. Видимо, слишком сложные и дорогостоящие, потому что они плохо воплощались в нашу жизнь. Но вот уже теперь и «Билет в будущее» испытывает определенные трудности в том единственном (пока что) блоке – «Наставничество», который предполагает продолжительные форматы работы.
Самое интересное, что «Билет…» (хотя это и не всем очевидно) опирается на внешние относительно него региональные профориентационные практики и без них просто не сможет работать! Во-первых, это первичное информационное поле, в котором формируются представления о мире труда и профессий дошкольников и младших школьников. Во-вторых, это практики трудового воспитания и обучения выбору, без которых «Билет в будущее» будет просто констатировать у подавляющего большинства подростков, прошедших диагностику, «неосознанную некомпетентность» в своем профессиональном самоопределении (как это и случилось в 2018 году).
Команда проекта старалась продемонстрировать, что мероприятий «Билета…» вполне достаточно для формирования у подростков этой самой «осознанной компетентности», то есть готовности к профессиональному самоопределению. Из отчетов команды хорошо видно, как заметно прирастают soft skills у тех подростков, которые посвятили несколько часов своей жизни участию в мероприятиях «Билета в будущее» (пока что даже без наставничества). Если это действительно правда и, если результаты устойчивы, я склоню голову перед этой педагогической алхимией.
Но и при этих всех, немного фантастических, допущениях, остается многое за пределами «Билета в будущее», на что он неявно опирается. Например, роль наставника. Ведь наставник «Билета в будущее» – это навигатор по внешним ресурсам. Есть ли они в регионах? Наверняка.
Об авторе:
Игорь Станиславович Сергеев – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
Фото из личного архива Игоря Сергеева
Комментарии