Была такая песня, грустная и задушевная. О городе детства, до которого для взрослых обратных билетов в кассе нет. Песня хорошая, и все-таки до заветной станции можно добраться.
Два подмосковных музея – Большие Вяземы и Горки Ленинские – знакомят с миром детства старой России. Если в пушкинских пенатах герой экспозиции – маленький дворянин, то в залах мемориала вождя революции рядом с юными князьями (и даже будущим императором Александром I) оказались дети разных сословий. С портретов Тропинина, Гау, Мокрицкого, других знаменитых и неизвестных художников XVIII – начала ХХ веков пытливо и озорно смотрят милые, ясные юные лица той самой России, которую, по словам известного режиссера, мы столь неосторожно потеряли…
Приятны и занятия наших предков, их игры и забавы. Вот Лото для изучения иностранного языка, озорные сергиево – посадские игрушки, ниже городские деревянные фигурки горожанок и крестьянок, оловянные солдатики. Для будущей хозяйки – крошечная плита с набором сковородок. Для любителя технических чудес – проекционный аппарат Латтерна Магика. Усваивать географию поможет колода карт с континентами и странами вместо тузов и валетов, а персонажи гоголевских “Мертвых душ” попали в веселое и познавательное лото. Представлены на выставках и сами книги: “История Карамзина в картинках”, “Загадки-отгадки”, сочинения Пушкина, труды воспитанников московского университетского пансиона…
Листает фолиант, позируя живописцу, купеческий сынок, и видно, что матери это занятие в радость. Вот вам и “темное царство”! Возможно, в мире ее детей были также занятия французским, посещения спектаклей и выставок.
А дети Андрея Тимофеевича Болотова представления со стихами, музыкой, танцами показывали сами. Замечательный ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, философ создал в Тульской провинции в 1779 году первый в России детский театр. Не по указу или приказу – просто увидел, что своим и соседским ребятишкам очень нравятся декламация, сцена, розыгрыш.
Сшили кулисы и занавес, распределили роли. Из самых младших решили “составить некоторый род балета”. На спектакле ликовали все, но особенно, замечает Болотов, “отцам и матерям детей доставили… превеликое удовольствие”. И впрямь, разве не счастье хотя бы на часок вернуться в свои 12 лет?
Разные пути-тропинки ведут к далекому городу Детство… В 1837 году в Санкт-Петербурге вышла в свет необычная книжечка под названием “Игры, забавы и увеселения. Сочинены и собраны детьми”. Издатели же скромно обозначили себя инициалами А.Б. и А.С. В предисловии подробно объяснялся замысел книги. Оказывается, в прекрасных новых энциклопедиях не нашлось места детским играм.
И вот взволнованные авторы-“дети” обращаются к старшим.
“Нет детских игр! А они азбука всякого знания; они первая ступень великой лестницы наук и образованности!.. Неужели большие уж забыли их; неужели они хотят, чтоб и мы тоже забыли эти игры, которыми все начинали и от которых до великих дел так же близко, как от детских лет до зрелого возраста?”
Для пущей убедительности упомянут некий взрослый господин, утомленный превратностями жизни и, может быть, даже “готовящийся на что-либо недоброе”. Как спасти, остановить, направить на истинный путь? Безусловно, поможет игра! Потому что от нее возникнут в памяти “все великие подробности золотого детства”. И тогда “сердце сделается добрее, помыслы светлее, чище”.
Наверняка даже в те времена энтузиазм загадочных А.Б. и А.С. казался наивным идеализмом. Что ж. К счастью, и сегодня у них нашлось бы немало единомышленников.
В их числе и учитель, который, не боясь непривычного, пытается понять увлечения своих тинэйджеров. И музейный работник, который находит, хранит и показывает нам немудреные игрушки крестьянских мальчишек минувшей эпохи. Медик и библиотекарь, пенсионер и “молодой специалист”. Всякий, для кого территория детства с годами не стала чужой.
Да это и семья моих знакомых, где не один десяток лет действует собственный кукольный театр. Раньше в команде Петрушки были трое сыновей да мама с папой. Теперь кукловодами – шестеро внуков. Накануне воскресной премьеры бабушка откладывает рукопись очередной своей научной книги и ночь напролет обновляет плюшевых зайцев или печет пирожки для артистов и зрителей. Я прихожу на спектакль и смотрю на счастливые лица, вспоминаю чудесные старинные портреты, снова убеждаюсь в том, что расстояние от зрелого возраста до детских лет совсем не так велико. Хотя билета до них в вокзальной кассе действительно не дадут.
Марина РУБАНЦЕВА
Комментарии