С сентября этого года подростки из всех регионов России пройдут массовое тестирование в рамках проекта «Билет в будущее». Принять участие в мероприятии смогут школьники 6‑11‑х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. «Билет в будущее» дает возможность окунуться в мир профессий и осознанно построить свою профессиональную траекторию, начиная со школьной скамьи. Как помочь ребенку выбрать профессию, какова роль наставника и чего нового ожидать от проекта в этом году, рассказывает директор Департамента по реализации проектов развития детей и молодежи союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Евгения КОЖЕВНИКОВА.
– Евгения Игоревна, как возникла идея создания этого проекта?
– Она родилась как следствие развития чемпионатной линейки юниоров. На Всероссийском форуме «Наставник» мы представили свои лучшие наставнические практики и в результате получили поручение президента – подготовить и реализовать проект, который будет направлен именно на раннюю профориентацию детей, но с поддержкой квалифицированных наставников. Таким образом родился «Билет в будущее», ориентированный на школьников 6‑11‑х классов.
– Почему именно такая возрастная категория выбрана для реализации проекта?
– На самом деле люди по-разному реагируют на возрастную линейку, которую мы выбрали. Кто-то говорит, что детям необходима профориентация с яслей, кто-то считает, что с первого класса. Мы все же отталкиваемся именно от того, что в 6‑м классе ребенок уже склонен к исследованию мира профессий, может определять, что ему по душе. Когда мы говорим о проекте профессиональной ориентации, безусловно, возникает много вопросов, в том числе нужно ли ребенку потом идти в то направление, которое он выбирает в рамках проекта. Но для нас здесь очень важно, чтобы ребенок в этом проекте на практике попробовал разные профессии и выбрал именно то, что ему нужно. Поэтому мы ввели термин «осознанность выбора профессии». Если в прошлом году мы работали просто с осознанностью детей, то по итогам прошлого года мы поняли, что детей можно разделить условно на неосознанно некомпетентных, осознанно некомпетентных и осознанно компетентных. Неосознанно некомпетентные – это те, кто еще не думал о выборе и не разбирается в мире профессий. Осознанно некомпетентные – это те дети, которые осознают, что недостаточно разбираются в мире профессий, но уже стали задумываться о будущем. Осознанно компетентные – это ребята, которых мы можем увидеть в линейке юниоров на чемпионате WorldSkills. Они уже определились с выбором профессии, пробуют себя в определенных компетенциях.
– Как проходит сам процесс тестирования?
– Для реализации проекта мы разработали электронный ресурс (платформу) проекта (http://bilet-help.worldskills.ru), где дети будут проходить тестирования и накапливать всю историю участия учащегося в проекте. В ходе тестирования мы измеряем, на каком уровне находится мотивация ребенка, что он знает о профессиях, готов ли он уже делать свой выбор. И после прохождения 3‑го этапа тестирования в базе у ребенка появляется краткий скрин, который показывает, какие сильные стороны есть у школьника, где бы можно было их применить. А дальше у него есть возможность выбрать практические профориентационные мероприятия, которые проводятся в его регионе.
– Расскажите о формате практических мероприятий.
– В 2019 году мы расширили линейку форматов практических мероприятий в зависимости от уровня осознанности, который выявлен у учащегося по итогам прохождения трех этапов тестирования. Здесь мы говорим о различных форматах: от экскурсий на предприятия и чемпионатов по профессиональному мастерству до углубленных программ по повышению уровня своих практических навыков по той или иной компетенции.
Также в этом году участники проекта сначала посетят ознакомительное мероприятие, где смогут ознакомиться с несколькими профессиями, а потом на платформе самостоятельно выбрать для посещения практические мероприятия.
– Какова роль наставника?
– Хочется отметить, что мы очень тщательно проводим отбор кандидатов в наставническое сообщество. Очень важно, чтобы он был носителем практики и мог не только показать детям свое мастерство, но и рассказать, как та или иная специальность может выглядеть через несколько лет и где ребенок сможет трудоустроиться, выбирая эту профессию. Наставники, в свою очередь, выстраивают обратную связь для детей на платформе, где отмечается, как высок был интерес ребенка к практическому занятию, насколько уверенно он выполнял задание и т. д. С учетом такой обратной связи от наставников формируются рекомендации по построению индивидуального учебного плана участников проекта.
– Кто участвовал в разработке тестирования?
– Этим занималась команда из числа специалистов МГУ, НИУ ВШЭ и компании «Профилум». К разработке были привлечены специалисты в области психологии, тестологии и др. Вместе с тем есть верифицирующие органы, это рабочая группа при научно-методическом совете министерства, в которую входят представители научного сообщества, которые со своей стороны также оценивают подготовленные материалы.
– А родители включаются в процесс? Какова их реакция?
– В прошлом году у нас были обращения от родителей в службу технической поддержки, в основном по вопросам использования платформы. Что касается включения родителей, то сейчас они могут вместе с детьми проходить демотесты и участвовать в других онлайн-активностях проекта, которые будут размещены на открытой части платформы. Еще в прошлом году мы разработали онлайн-курсы по софтам, так скажем, гибким компетенциям. В рамках данных онлайн-курсов были также разработаны модули для просмотра родителями. Несомненно, у родителей всегда есть доступ к личному кабинету и формирующемуся цифровому портфолио ребенка.
– Сколько школьников прошли тестирование с момента запуска программы в 2018 году?
– На тестирование зашли 187 тысяч школьников, а три этапа тестирования прошли более 100 тысяч ребят. 118929 детей получили свои рекомендации по итогам прохождения всех этапов проекта в регионах.
– Какое количество школьников ожидается в дальнейшем?
– До 2024 года ожидается, что не менее 900 тысяч детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана. Но с учетом того, что в 6‑11‑х классах на всей территории страны обучаются более 7 миллионов школьников, мы со своей стороны ищем решения, каким образом в проект можно вовлечь больше детей. Именно поэтому появилась идея с открытой частью платформы, где о мире профессий и современных тенденциях можно узнать любому ребенку без регистрации на платформе проекта.
– Появится ли что-то новое в рамках проекта в этом году?
– Да, в этом году у нас появятся педагоги-навигаторы. В школах будут назначены ответственные сотрудники, которые, условно говоря, будут сопровождать учеников при прохождении проекта. Это те люди, которые будут видеть, кто из ребят прошел тестирование, динамику участия ребят в практических мероприятиях проекта и отслеживать траектории участников проекта. В текущем году мы планируем обучить около 5 тысяч педагогов-навигаторов.
Комментарии