search
main
0

Билборды сильной и независимой женщины. Новый фильм Мартина МакДонаха как зеркало русских архетипов

Драма «Три билборда на границе с Эббингом, Миссури», кажется, еще до проката, по одним только описаниям, покорила сердца россиян. В кинотеатрах полные залы, в Сети сплошь хвалебные отзывы. Надо сказать, не каждую достойную картину ждет такой успех. В чем дело? На мой взгляд, в явной перекличке киноистории с нашей действительностью, фольклором и классической литературой. В частности, тень Федора Михайловича Достоевского порой незримо присутствует в экранном пространстве.

Главная героиня Милдред Хэйз (Фрэнсис МакДормант) – жительница Эббинга (кстати, на самом деле такого городка не существует). Несколько месяцев назад ее юная дочь Анжела (Кэтрин Ньютон) погибла от руки маньяка, учитывая это, хочется назвать героиню убитой горем матерью. Однако это будет неправдой. Милдред не сломлена несчастьем, она одержима яростью и сама готова растерзать кого угодно, особенно местных стражей порядка. Еще бы: полицейские округа, возглавляемые шефом полиции Уильямом Уиллоби (Вуди Харрельсон), не смогли раскрыть это дело, за те семь месяцев, что длилось следствие, никто не задержан.Преступление есть, наказания – увы. Куда сегодня идет человек с такой бедой? В суд, в прокуратуру, в крайнем случае в соцсети, где можно поднять волну народного возмущения и тем самым расшевелить неповоротливые органы правопорядка. Милдред ломает стереотипы – она является в рекламное агентство. С его владельцем, рыжим пареньком по имени Ред (Калеб Лэндри Джонс), женщина заключает договор об аренде трех билбордов, стоящих на въезде в городок. И на следующее утро все автомобилисты видят на огромных плакатах: «Изнасилована перед смертью», «Никто не арестован», «Как же так, шеф Уиллоби?».В маленьких городах слухи распространяются очень быстро, и буквально через час Эббинг бурлит: Милдред Хэйз бросила вызов копам! Полицейских горожане недолюбливают, и не зря: во всем участке едва ли наберется пяток вменяемых стражей порядка. Одни полисмены применяют пытки при допросе, другие страдают гомофобией, третьи – расизмом. А сам Уиллоби вроде и неплох, но беседует с вызванным в участок Редом, демонстративно закинув ноги на стол, точь-в-точь как гангстер Чарли Костелло, персонаж Харрельсона из другого фильма МакДонаха – «Семь психопатов».Казалось бы, Милдред при таком раскладе может рассчитывать на понимание и поддержку горожан. Однако ее поступок вызывает негодование многих, кто в курсе жизненных проблем шефа полиции. На нее набрасываются с обвинениями в черствости, но не тут-то было: одно из главных качеств этой женщины – отсутствие полной зависимости от мнения окружающих. Решив для себя однажды, что в этом деле она не тварь дрожащая, а право имеет, Хэйз отказывается убрать с билбордов надписи. И даже когда Уиллоби приезжает к ней для доверительного разговора, поясняя, что это действительно очень трудный случай, она продолжает гнуть свою линию. «Пока ты тут скулишь, еще чью-то девочку могут изнасиловать и искромсать», – жестко бросает она шефу полиции, и с ней трудно не согласиться.Но потом акценты смещаются, и героиня перестает получать токи зрительской эмпатии. Оказывается, Милдред за несколько часов до гибели Анжелы поссорилась с ней, сказав напоследок страшные слова, которые стали пророческими. И вот тут становится понятно: преступник, возможно, не будет найден, потому что это и не так уж важно. Ведь и героине можно адресовать фразу Федора Михайловича, вложенную им в уста следователя Порфирия Петровича: «Да вы и убили-с».Вместе с тем растет уважение к Уиллоби, который открывается новыми гранями: хороший муж, замечательный отец, неравнодушный человек. В нужный момент он напишет три важных письма, которые очень помогут всем трем адресатам, а у одного так вообще изменится жизнь.Однако чуть позже зритель снова будет сердцем с главной героиней, потому что почувствует: ее жесткость, грубость по отношению даже к любимым людям – это не что иное, как форма защиты. Хэйз в свое время стала жертвой бытового насилия, и это вынудило ее быть циничной, даже когда это неуместно. Видно, что для нее воплощение зла – это в основном мужчины (она и девушку, которая насмехается над ней, бьет как парня – в область паха), и чтобы обезопасить себя, она практически уподобилась «врагу». Резкость, сквернословие, неженственная одежда, походка вразвалочку – словно цепочка сигналов: «Не подходите, опасно».Это феминистский фильм, и, казалось бы, в России, где идеи этого движения пока не пустили глубоко корни, он не должен быть популярным. Однако образ сильной героини нам не чужд, знаком, в частности, по фольклору, где женщина наравне с богатырями огнем и мечом добывает справедливость. Вот почему брутальная Милдред вознесена на пьедестал зрительской любви. Ну и не оставляет равнодушными все другое, что подверстывается под наши реалии, – церковники с их двойными стандартами, полицейские с редкими проблесками адекватности и т. д.Об актерах: исполнители главных и второстепенных ролей демонстрируют такой класс, что аплодировать кому-то персонально даже вроде и неприлично. Тем не менее, на мой взгляд, более всего вжился в образ своего героя Сэм Рокуэлл, сыгравший полицейского Диксона. И теперь есть интрига – получит ли Сэм в марте «Оскара» (он номинирован в категории «Лучший актер второго плана», кстати, как и Вуди Харрельсон)? Его триумф был бы более чем справедливым.И еще: МакДонах, традиционно выступивший и в качестве сценариста, всегда сильный в части диалогов, здесь, кажется, превзошел все свои предыдущие достижения. Финальная беседа особенно хороша, и если внимательно прислушаться, в ней тоже можно уловить интонацию Федора Михайловича.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте