Недавно побывала в Москве. В Российской государственной детской библиотеке проходил Всероссийский семинар. Его тема звучала так: «Библиография как средство освоения детьми современного информационного пространства». С читателями «УГ», а среди них немало и моих коллег, хочу поделиться общими впечатлениями.
Никогда прежде я не оказывалась в стенах РГДБ, занимающей часть многоэтажного здания на Калужской площади, поэтому все в главной детской библиотеке страны мне было любопытно, все казалось каким-то особенным – и просторные светлые помещения, и оригинальные выставки, и забота, которой нас окружили сотрудники. Когда в день открытия семинара мы собрались в актовом зале, хорошо чувствовалась атмосфера праздника.Более 20 лет не проводились подобные семинары библиографов. За это время мир разительно изменился, вступив в эпоху информационного общества. В Россию пришли компьютерные технологии. Выросло новое поколение, у которого свои жизненные ценности, свое видение событий. Очень неприятное явление – отток читателей – коснулось большинства библиотек, включая и РГДБ. Чтобы отразить вызов времени, библиотеки должны объединять усилия, а этому помогают корпоративные компьютерные проекты – ЛИБНЕТ, МАРС. Но как отметила в своем выступлении директор РГДБ Г.А.Кисловская, наше библиотечное сообщество не очень-то преуспело на ниве корпорации и стандартизации.Работать библиографом в детской библиотеке немыслимо без знания современной детской литературы. Это же наша главная задача – продвигать хорошую, достойную литературу к детям. К сожалению, на семинаре не присутствовал ни один детский писатель. Но ярко, увлекательно выступила К.А.Молдавская – известный критик, журналист, член экспертных советов детских литературных премий. Лауреаты премий, конкурсов – те самые лучшие современные авторы, чьи книги стоит рекомендовать детям. Хочется перечислить хотя бы некоторых: прозаики Дина Сабитова, Станислав Востоков, Ася Петрова, Ольга Колпакова, поэты Наталья Волкова, Галина Дядина, Раиса Алдонина и другие.Интересно, что наш семинар совпал по времени с выставкой работ замечательной художницы детских книг, графика Елизаветы Андреевны Ивановской (1910-2006). В 1930-х гг. она уехала в Бельгию продолжить художественное образование. Получив мировое признание, жила в Брюсселе до конца дней, всегда считая себя русской художницей. Только сейчас ее имя возвращается в Россию. Когда насыщенная до предела программа семинара подходила к концу, эмоциональное выступление зав. отделом изучения проблем детского чтения РГДБ О.Л.Кабачек явно подняло тонус в зале. На конкретных жизненных примерах она рассказала о терапевтическом влиянии литературы на настроение, душевное состояние, а значит – на здоровье человека. Что же такое библиотерапия – наука, искусство или шарлатанство? Нет единого мнения. Но если действительно подходить к явлению библиотерапии всерьез, то здесь должны быть задействованы разные специалисты помимо библиотекаря. И важен внимательный подход к читателю, который нуждается в психологической помощи. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» – строки из стихов В.Шефнера. Вот она, сила слова, а значит – библиотерапии.Семинар завершился «круглым столом», тему которого обозначили пушкинской строкой «Куда ж нам плыть?». Нет точного готового ответа на вопрос. Но ясно, что перспективы библиографии детской литературы связаны с развитием в библиотеках информационно-компьютерных технологий и корпоративных проектов.Когда на «круглых столах» я слушала рассказы коллег об их работе, то вспомнила, как знакомые любопытствуют: «А не скучно работать в библиотеке?» Если ты человек творческий и хочешь в работе проявить себя, то в детской библиотеке точно не заскучаешь. Нравится выступать перед аудиторией? Проводи с ребятами беседы, диспуты, конкурсы. В нашей библиотеке, например, подобное проходит на ура. Тянет писать? Прекрасно, у библиографов и методистов сама работа развивает способность к сочинительству. Ну а если еще и с компьютером крепко дружишь – цены тебе нет. Скучать просто некогда!Я работаю библиографом 22 года. Когда-то зав. отделом сказала мне, молодому специалисту: «Библиографы точно шустрые мышки. Незаметно для других по крупицам собирают информацию. А потом информируют читателей».Вот было бы чудесно: дать любому читателю доступ к информации, которой располагает любая библиотека! Создание такой технологии – главная цель развития библиотечной системы России до 2020 года.Наталья БУХВАЛ, библиограф областной библиотеки для детей и юношества, Псков
Комментарии