search
main
0

Библиотерапия История вопроса

В развитых странах мира большое значение в профилактике и лечении различных заболеваний у детей придается искусству и игровой деятельности. Лечение искусством и игровой деятельностью называется арттерапией и имаготерапией. Лечение различными движениями (спортом, хореографией, аэробикой и т.д.) получило название кинезотерапии. Лечение книгой в переводе на греческий язык означает библиотерапия.
Несмотря на то, что первые сведения о библиотерапии появились в России еще в 1848 году (Киевский библиотекарь Должиков называл больничные библиотеки “аптеками для души”), вплоть до 1967 года в нашей стране она практически не применялась.
В России метод лечения книгой был возрожден психотерапевтом И.3. Вельвовским (1967). В санатории “Березовские минеральные воды” (на Украине) им был создан первый в стране кабинет библиотерапии. В 1980 году такой же кабинет был основан при санатории “Драугисте” (г. Друскининкай) и в Литве. В 1983 году научно-исследовательской лабораторией по курортологии (Литва) выпущено первое методическое пособие “Некоторые аспекты библиотерапии”. В декабре 1985 года был организован при Республиканской научной медицинской библиотеке Министерства здравоохранения Литвы первый семинар по эстетотерапии. В 1987 году проведен первый республиканский симпозиум по эстетотерапии. Украина и Литва – это уже иностранные государства. Нам в России необходимо возобновить этот доступный, в экономическом плане малозатратный (наши библиотеки пока еще работают) и в то же время эффективный метод лечения. В настоящее время интенсивная работа ведется в Республике Татарстан сотрудниками медицинского библиотечно-информационного центра Минздрава и его директором – кандидатом педагогических наук Ю.Н. Дрешер.
Многие дети в нашей стране в настоящее время находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, психастения, астения), определяющего девиантное (необычное) поведение (часто вызывающее неадекватную реакцию педагогов и учителей). Можно с уверенностью говорить о том благотворном воздействии, которое окажет библиотерапия на этих детей. Наиглавнейшим условием является то, что предлагаемая литература должна осуществлять лечебное, а не разрушающее влияние на психологический, эмоциональный фон ребенка. Введение библиотерапии в дополнительном образовании детей будет особенно эффективным, ибо оно может гармонично дополнять другие виды оздоровления детей посредством искусства и игровой деятельности (эстетотерапии).
Что читают наши дети или что они смотрят на телевизионных экранах, дисплеях, в кинопрокате? В основном – это боевики, где пропагандируются насилие и чуждый нашему российскому менталитету западный образ жизни (например, в сфере полового воспитания детей и т.д.). Все это явилось главной причиной “сшибки” (как говорят нейрофизиологи) нервно-психического состояния наших детей. Обрушившийся поток негативной информации явился запредельным раздражителем, вызвавшим перевозбуждение и срыв нервной системы у наших детей. На фоне неправильного питания и гиповитаминозов у детей развилось необычное поведение, получившее название девиантного. Дети в этом невиновны, виновны мы, взрослые, допустившие подобное состояние детей.
В наше время часто приходится слышать о баснословно дорогих лекарствах и методах лечения. В развитых странах мира давно поняли, что традиционная медицина с ее микстурами и таблетками сохраняет здоровье лишь на 10%. В основном же здоровье определяется образом жизни самого человека, а лечение недугов более эффективно осуществляется всем тем, что составляет социум человека, различными видами искусства. Библиотерапия является самой доступной из всех методов эстетотерапии, не считая лечебного общения с природой. Необходимо лишь совместное участие в лечебном процессе врача и библиотекаря, имеющего знания в области библиотерапии.

БРОННИКОВА Н.Г.,
СОКРАТОВ Н.В.
Оренбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте