search
main
0

Библиотека здоровья. Homo sapiens – это человек читающий!

На пушкинской земле в научно-культурном центре музея-заповедника «Михайловское» состоялся Форум школьных библиотекарей России. Академики РАО, РАМН, профессора ведущих вузов, писатели, редакторы специализированных журналов по чтению, работники образования, культуры и, конечно, библиотекари озвучили, показали все новое, прогрессивное, что создано в стране за последнее время для совершенствования библиотечного дела. На заседании секции по инновационным формам работы выступила заведующая библиотекой средней общеобразовательной школы №57 Тюмени Тамара Новикова с сообщением о создании и деятельности школьной библиотеки здоровья. Презентация библиотеки здоровья вызвала большой интерес, идея одобрена, а опыт работы рекомендован для распространения в регионах.

В России назрела необходимость пересмотра государственной политики в области развития библиотек. Мы недавно были самым читающим народом в мире. Высокий уровень образования послужил основой для достижения – в прямом и переносном смысле этих слов – космических высот. А как сейчас читают соотечественники? Ежегодно в стране выходит сто тысяч наименований изданий тиражом семьсот миллионов экземпляров. На первый взгляд немало. Но поделив этот объем на население России, находим, что на одного человека приходится менее пяти книг. Тогда как в Европе – 12, почти в два с половиной раза больше. Напомним: в СССР в 1991 году приходилось по 11 изданий на душу населения. Согласно социологическим исследованиям в последнее время 52% россиян не покупают в течение года ни одной книги. Может быть, прибавилось читателей в библиотеках? Отчасти да. В настоящее время зарегистрировано около 60 миллионов читателей в библиотеках, которых у нас более 130 тысяч. Но активно пользуются их услугами менее 20% из числа записавшихся.

Количество, как известно, переходит в качество, в нашем случае – со знаком минус. Так, на последнем международном тестировании по качеству чтения, в котором принимали участие школьники из 57 стран, российские старшеклассники заняли 37-40-е места, оказавшись позади сверстников из Турции, Чили, Словении. Наши школьники испытывали затруднения с критическим анализом, осмыслением и интерпретацией прочитанного текста. Плохие результаты тестирования характеризуют не просто потерю интереса к чтению, но свидетельствуют о снижении качества мышления, утраты способности к креативу, творческой деятельности. Воспитание читающей нации, могущей создавать научные, технические, культурные ценности, реализуется путем взращивания читателя с раннего возраста. Специалисты утверждают, что, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

Педагогический коллектив школы №57 Тюмени, имевший опыт инновационной деятельности, решил наполнить образовательный процесс новым содержанием. Директор школы обратился ко мне с просьбой взять на себя научное руководство «инновационным рывком». Мною был подготовлен проект, предусматривающий разработку модели учебного заведения нового типа «Школа формирования здоровья в структуре образовательно-досугового центра микрорайона». Одним из направлений разработки модели школы нового типа значилось создание школьной библиотеки здоровья. На чем основано это положение? Известно, что учреждение образования обязано иметь в своем составе библиотеку. Школьная библиотека, если ее целенаправленно сориентировать, может вносить весомый оригинальный вклад в реализацию стоящих перед школой задач. Следовательно, школа №57 как соискатель статуса «Школа формирования здоровья» должна располагать соответствующим фондом литературы, целесообразнее всего в рамках специализированной библиотеки здоровья.

Библиотека школы в настоящее время является важным информационным центром приобретения знаний о здоровье. Фонд соответствующей литературы насчитывает более сотни наименований современных книг, рассчитанных на детей разных возрастных периодов, а также газет и журналов. Регулярно оформляются специализированные, приковывающие внимание детей выставки, тематика которых носит здоровьеформирующий характер: «Хочу быть здоровым», «Я выбираю жизнь», «Тюменское здоровье», «Родителям о здоровье». Библиотека функционирует по принципу информационно-библиотечного центра, располагает компьютерами с выходом в Интернет. Важной действующей структурой является медиазал. В медиатеке имеется солидный банк (насчитывающий более четырех сотен дисков) программно-методических комплексов, обучающих и развивающих компьютерных программ, электронных справочников, мультимедийных энциклопедий. При этом вся печатная и электронная информация комплектуется в расчете на всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей.

Некоторым, быть может, помнятся школьные уроки, например, литературы, на которых они так «проходили» классиков ХIХ века, что это напрочь отбивало желание их еще когда-либо читать. Можно квалифицированно оформить читальный зал, педантично выполнять все пункты дидактики, но если дети почувствуют, что в этом месте нет души, они сюда добровольно не придут. Тамара Новикова как чуткий педагог и психолог создала в своем храме знаний такой благоприятный психологический микроклимат, что библиотека стала наиболее посещаемым, любимым местом пребывания детей. «Библиотека – это самое лучшее место в нашей школе!» – восторженно записала ученица 9-го «Б» класса Маша Яковлева. Подобными отзывами исписана вся книга пожеланий и предложений, которую ученики сами завели. Поэтому здесь непринужденно, естественно происходит приобщение к глубокому систематическому чтению, включая и литературу по здоровью.

С целью формирования культуры здоровья в условиях неформального общения с ребятами в неучебное время проводились лекции, беседы, игровые уроки, праздники здоровья. Нередко они были приурочены к отмечаемым в России или в мире официальным дням, что поднимало уровень проводимых ребятами мероприятий. Всемирный день красоты: «Красота природы – здоровье человека»; Международный день отказа от курения: «Курению – нет, здоровью – да!»; Всемирный день здоровья; Всероссийский день трезвости: «Алкоголь – шаг в пропасть»; «Музыка и здоровье»; День земли: «Праздник цветов» – о лекарственных, ядовитых и редких цветах.

В России более 50 тысяч общеобразовательных учреждений. Хорошо бы в каждом из них организовать библиотеку здоровья или хотя бы (в небольших школах) кабинет, где учащиеся имели бы постоянную возможность видеть, знакомиться и читать книги, журналы, газеты, смотреть видеофильмы, способствующие воспитанию культуры здоровья, формированию здорового образа жизни. Но это минимум. Учитывая реалии ХХI века, в частности формирование информационного общества, пришло время школьные библиотеки преобразовать в информационно-библиотечные центры, обязательно имеющие в своей структуре библиотеки-информотеки здоровья.

Валерий ЧИМАРОВ, доктор медицинских наук, профессор ТюмГУ, академик РАСН, заслуженный врач России, изобретатель СССР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте