search
main
0

Библиотека – тихий дом души

​Она может находиться на первом этаже или почти под крышей, на последнем. Книги могут жить на больших пространствах и занимать целый этаж, правда, это, к сожалению, для школьной библиотеки скорее исключение, чем правило, чаще, прижавшись друг к другу на стеллажах, стоящих так близко, что пройти между ними можно с трудом, они обитают на совсем небольшом островке школьного здания. И большие и маленькие библиотечные просторы любовно называют аптеками для души, тихим домом души, вселенной, океаном мудрости, хранилищем памяти. Каждое это определение справедливо и говорит лишь об одном: без библиотеки нет школы, того дома, где расправляют крылья души, причала, от которого в странствия по океану знаний, к берегам мечты и островам мудрости отправляются наши юные питомцы, места передачи эстафеты опыта от одного поколения другому. Вот и получается, что библиотека и фундамент, и душа, и сердце школы. Но всегда ли понимают это те, от кого зависит, уютен ли будет этот дом, где живут века, люди, деяния их и мечты? Именно это волновало кафедру филологического образования, когда в 2008 году мы вместе с методистами из округов по библиотечно-информационной деятельности стали искать пути изменения отношения к школьной библиотеке в нашем профессиональном сообществе.

Нужно сказать, что поиск этих путей был совсем непрост. Очень заманчивой была перспектива конкурса профессионального мастерства – городского конкурса «Лучший школьный библиотекарь». Опыт проведения такого профессионального конкурса был накоплен на уровне города: подобное соревнование проводится среди библиотекарей московских средних профессиональных учебных заведений и на уровне России. Миссия такого конкурса благородная: создание привлекательного имиджа профессии и поощрение лучших ее представителей, которым посвящено немного проникновенных слов, вот хотя бы строки поэта Льва Ошанина: «Душ человеческих добрые лекари, чувств и поступков библиотекари».Тогда нас серьезно беспокоило то, что из школы ощутимым потоком в поисках применения своих знаний и достойной оценки своих трудов стал утекать библиотечный люд, утомленный постоянной необходимостью доказывать нужность своего служения, борьбой за квадратные метры и скудные средства для пополнения фондов, новые люди не приходили на освободившиеся места, совсем тихими становились маленькие школьные читальные залы, скудел и не пополнялся фонд, собранные с любовью фонды в лучшем случае перебирались в другие школьные библиотеки. Именно поэтому кафедра решила: необходимо сохранить школьную библиотеку! Так в 2008 году появился городской конкурс «Лучшая школьная библиотека Москвы».Организаторы конкурса – кафедра филологического образования Московского института открытого образования при поддержке Департамента образования – не скрывали цель конкурса – привлечение внимания руководителей ОУ к жизни школьной библиотеки, усиление ее роли в реализации федеральных государственных образовательных стандартов, концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся, формировании информационно-образовательного пространства школы, создании привлекательного имиджа профессии школьного библиотекаря.Нам очень хотелось, чтобы директора школ вслушались в строки Владимира Удалова и захотели увидеть в библиотеке стартовую площадку в будущее для всех, кто тесными узами связан со школой: «Библиотека – тихий дом души. Здесь жизнь в ином – духовном измерении».Первый опыт показал: есть такие руководители, есть такие стартовые площадки в будущее в московских школах! Финалистами конкурса «Лучшая школьная библиотека Москвы 2008 года» стали 109 библиотек из десяти округов столицы. Соревнования проходили по 5 номинациям:    Библиотека в системе воспитательной работы и формировании социокультурной среды образовательного учреждения;    Библиотека – центр информационно-методического обеспечения учебного процесса и роста профессионального мастерства педагогических кадров;    Поддержка и развитие традиций детского и семейного чтения, формирования читателя и продвижения книги;    Синтез традиций и инноваций в деятельности библиотеки по формированию учебных фондов и работе с ними;    Создание и развитие моделей информатизации библиотек образовательных учреждений.Абсолютным победителем первого городского конкурса «Лучшая школьная библиотека Москвы» по решению жюри стала библиотека школы №1970 ЮЗАО (директор – Татьяна Юдина, зав. библиотекой – Любовь Белоглазова). Второе и третье места заняли библиотеки школы №1970 ЗАО (директор – Татьяна Полуянова, зав. библиотекой Татьяна Дягилева); ЦО №1429 ЦАО (тогдашний директор – Любовь Хечанова, зав. библиотекой – Татьяна Сулакова). Победителями по номинациям стали гимназия №1503 СВАО, школа №1171 ЮАО, гимназия №1636 «НИКА» ЮАО, школа №835 ВАО, гимназия №1512 ВАО.После подведения итогов конкурса было серьезно доработано Положение, уточнены номинации и порядок проведения туров, принято решение о проведении очного тура для финалистов в два этапа. Обязательными стали выездные заседания жюри в библиотеки финалистов, чтобы увидеть состояние библиотеки, ее работу непосредственно на месте, использовать этот этап для встреч с администрацией и детьми школ. В результате нововведений конкурс решено было проводить один раз в два года, ввести в формат конкурса награждение ветеранов библиотечного дела знаком «За верность профессии».Проведение конкурса 2008 года показало, что далеко не все руководители образовательных учреждений уделяют должное внимание библиотеке, организаторы отмечали, что библиотекарь порой готов предъявить свой опыт, но показатели по материально-техническому обеспечению библиотеки, состоянию фондов не позволяют участвовать в этом соревновании. После проведения конкурса увеличился поток библиотекарей на курсы повышения квалификации, в библиотеках были проведены ремонты, изменились подходы к комплектованию фондов, обеспечению оргтехникой, более тесным стало сотрудничество педагогического коллектива с библиотекой, а в школах-победителях на почетном месте в школьной библиотеке уютно примостилась мудрая сова – приз, вручаемый победителям соревнования.Конкурс «Лучшая школьная библиотека Москвы-2010» проходил в рамках культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» и показал заинтересованность в нем как директоров образовательных учреждений, так и самих библиотекарей, методических служб округов. В финал вышли библиотеки 21 ОУ. При проведении выездных заседаний жюри видело и неравнодушие руководителей школ к конкурсу, и любовь учащихся к своей библиотеке. Порой жюри работало в окружении ребят, которые недоумевали, почему на переменах им не попасть в библиотеку, почему так много взрослых серьезно и внимательно расспрашивают их о библиотекарях, внимательно изучают формуляры, почему строго спрашивают директора о том, почему небогат фонд журналов, недостаточно посадочных мест в таком уютном, почти домашнем читальном зале, куда они привыкли прибегать на переменках и, утонув в кресле, читать книгу или рассматривать в ней картинки после уроков. Дети тянули представителей жюри в коридоры, где на стеллажах, а порой и просто на подоконниках лежали книги, которые они принесли для своих товарищей, ибо в школе действует принцип «Прочитал сам – передай товарищу». Все это говорило, что надежда спасти читателя еще есть, что библиотека нужна школе и детям, а потому и выбрать лучших было непросто.Жюри и оргкомитет пришли к выводу: все решит очный тур. Принять участников его любезно согласилась городская универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова. Это был праздник школьной библиотеки! В составе жюри работали ведущие специалисты библиотечного дела – зав. научно-методическим отделом Государственной научной педагогической библиотеки имени К.Д.Ушинского Е.Зуева, старший преподаватель кафедры филологического образования МИОО О.Козлова, зав. отделом социологии чтения Российской государственной детской библиотеки В.Чудинова, директор Городской универсальной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова О.Чувильская, преподаватель гуманитарного колледжа библиотечно-информационных технологий №58, самый строгий судья по всем вопросам библиографической работы библиотеки Е.Петрова, представители Департамента образования. Впервые заработало и независимое жюри, которое состояло из представителей окружных методических служб города. Лучшей библиотекой Москвы 2010 года была признана библиотека школы №465 ЦАО (директор Т.Махмутова, зав. библиотекой Н.Легкова). За культурный и педагогический вклад в развитие московского образования, реализацию программы «Столичное образование» и Программы поддержки чтения дипломы были вручены библиотекам ЦО №1472 ЮАО, гимназии №1552 ЮАО, школы №1233 ЦАО, а победителями по номинациям стали школа №638 Зеленограда, «Школа здоровья» №987 ЮАО, школа №1051 СВАО, школа №1223 САО. Специальными призами были отмечены зав. библиотекой специальной коррекционной школы-интерната №30 Восточного округа С.Мишина и зав. библиотекой школы №1490 Северо-Восточного округа Т.Юхарина – за создание уникального музея истории книги.Третий конкурс, о проведении которого тоже много спорили, пришелся на непростой период серьезной перестройки всей системы московского образования, принятия новой программы развития столичного образования, введения ФГОС основного образования, усиления роли общественных организаций в жизни образовательного сообщества, реализации программы взаимодействия Департамента культуры и Департамента образования. Огромную работу по информационно-организационному сопровождению конкурса взяла на себя Ассоциация содействия библиотекам, образовательным учреждениям Москвы, жюри возглавила ведущий специалист в области деятельности школьных библиотек, профессор Московского государственного университета культуры и искусства, заслуженный работник культуры Галина Иванова. Это имя хорошо известно любому школьному библиотекарю в стране. Галина Александровна – один из самых известных специалистов в области библиотечного дела не только у нас в стране, но и за рубежом. В жюри вошли представители Универсальной городской научной библиотеки имени Н.А.Некрасова, Центральной городской детской библиотеки имени А.П.Гайдара – любимой всеми Гайдаровки, библиотеки ЦГДДЮТ на Воробьевых горах, издательств «Стрелец» и «Дрофа», председатель Совета по детской литературе и искусству при Общественном совете «Росинформразвитие» писатель С.Сухинов, зав. библиотеками, ставшими абсолютными победителям в предыдущих конкурсах, – Любовь Белоглазова (школа №1970 ЮЗАО) и Наталья Легкова (школа №465 ЦАО). Впервые в конкурсе были представлены библиотеки из образовательных учреждений присоединенных территорий. Финальный тур конкурса, в котором участвовали 12 библиотек, уже традиционно прошел в стенах ЦУНБ имени Н.А.Некрасова 24 января 2013 года. Как всегда, аншлаг, полный зал болельщиков, волнующиеся финалисты. Как всегда, работало второе, независимое, жюри, сформированное из представителей методического корпуса, но и всем присутствующим в зале болельщикам, которых было немало, предстояло сказать свое слово и выбрать свою лучшую библиотеку.Третий конкурс показал, что растет число молодых участников, значит, есть надежда на развитие традиций школьного библиотечного дела, привлекательным становится конкурс для наших партнеров из городских библиотек, что целесообразно активное продвижение опыта лучших. Ежегодно на базе школьных библиотек, ставших победителями и призерами, мы проводим занятия в системе повышения квалификации и переподготовки кадров при кафедре филологического образования МИОО, заседания методического библиотечного актива города, работают секции библиотекарей в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество», лучшие дают мастер-классы в рамках Московских методических чтений «Фестиваль методических идей», выходит в свет альманах «От свитка до Интернета», многие материалы напечатаны в сборниках наших конференций и чтений, а также в сборниках Августовских чтений.Лучшая московская школьная библиотека… Какой ей быть? И быть ли? Быть! Потому что каждый день – это достигнутый рубеж, это лишь ступенька к будущим достижениям. И поведут ее вперед молодые, вооружившись опытом, полученным на конкурсе, так как сегодня это библиотека, библиотечно-информационный центр, в которой живут юные читатели, обсуждаются новые книги и педагогические проблемы учителя, мудреют родители, встречаются поколения, библиотека, в которой ничего и никого не забывают, хранят и передают по наследству. Сегодня библиотека – сокровищница знаний, лоцман в мире информации, кладезь культурного наследия народа, духовно-нравственный центр школы.Людмила ДУДОВА, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО;Ирина НИКИТИНА, заведующая библиотекой школы №987, президент Ассоциации библиотек образовательных учреждений Москвы (АСБОУМ);Наталья ПЛЕТЕНКИНА, методист кафедры филологического образования МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте