Школьная библиотека, которой я заведую, – составная часть крупного образовательного комплекса, который объединил 4 школьных корпуса, 4 дошкольных отделения и подразделение дополнительного образования «Восток». Привычная структура школьной библиотеки начала меняться в связи с объединением образовательных учреждений, существенным моментом в становлении будущего библиотечного центра стала поддержка администрации и педагогического коллектива.
Как же изменилась наша библиотека за последние три года, что уже стало ее достижениями, а что пока еще только предстоит сделать?Нашу школьную библиотеку все, кто туда приходит, воспринимают как доступную и открытую территорию. Структура библиотечных подразделений (корпуса №912, 913а, 929а, 1138) состоит из абонемента, читального зала и книгохранилища, для обслуживания созданы отдельные зоны – интернет-зал и медиатека.За прошедшие со времени объединения годы мы расширили спектр библиотечных услуг, создали условия для более эффективной работы читателей и пользователей, значительно пополнили имеющийся фонд. Наша библиотека укомплектована различными типами документов как на традиционных бумажных носителях (учебники, художественная и методическая литература, периодика для педагогов и школьников), так и на цифровых, аналоговых носителях (DVD-, СD-издания, аудио-, видеоматериалы, электронные приложения к учебникам). Библиотечное пространство оснащено соответствующей технической аппаратурой для свободного доступа пользователей: МФУ, принтерами, сканерами, цифровой фотокамерой, ноутбуками, проектором и демонстрационной доской. Для организации издательской деятельности приобретен брошюратор. В каждом библиотечном подразделении есть автоматизированное рабочее место библиотекаря с выходом в открытое интернет-пространство.Педагоги-библиотекари нашего образовательного комплекса с самого начала объединения рассматривали информационно-библиотечную работу прежде всего как возможность перехода на качественно новый уровень, ведь сегодня мы не можем оказывать услуги современным ученикам, пользуясь вчерашними методами. Школьники хотят не просто получить информацию, им также нужна помощь в ее обработке. Поэтому в нашем библиотечном пространстве им предоставляют возможность творить, выдумывать, реализовывать свои идеи и задумки. При этом нам необходимо понимать, как поддерживать эту быстро меняющуюся образовательную среду.Три года спустя мы на деле видим положительные стороны объединения библиотек в единое библиотечное пространство комплекса:- библиотечные подразделения нашего комплекса сегодня связаны не только книгами, но и проектами и исследованиями;- есть возможность пользоваться общими ресурсами (УМК, библиотечным фондом, аппаратурой, неординарными визуальными экспозициями) для реализации задач библиотечного пространства;- идет пополнение и обновление фонда справочной и художественной литературы;- предоставлен общий доступ учащимся, родителям и учителям ко всем библиотечным фондам во всех подразделениях комплекса;- расширяется роль школьной библиотеки в развитии навыков и читательской готовности детей дошкольного возраста;- обеспечена преемственность и непрерывность цикла библиотечной работы для всех уровней образования (дошкольного, начальной, средней и старшей школы);- читатели разных корпусов после совместных мероприятий в библиотеке и участия в конкурсах начинают общаться, дружить;- есть единообразие в ведении библиотечной документации и расстановке фонда во всех подразделениях библиотеки (взаимозамена в библиотечном процессе);- достигнута оперативность и креативность команды единомышленников в создании и апробации совместных новых форм информационно-библиотечной работы (неординарных визуальных экспозиций, малых форм печатной продукции); использовании направлений музейной педагогики, ИКТ-технологий (ментальная карта и буктрейлеры);- команда единомышленников помогает в адаптации вновь пришедшему сотруднику;- библиотека стала безопасным и открытым пространством для непосредственного посещения и все больше становится безопасным онлайн-пространством.Опыт работы школьной библиотеки комплекса был представлен участникам городского семинара «Библиотечно-информационный центр – модель современной библиотеки образовательной организации», который проходил на базе нашей школы в 2014-2015 учебном году. Впереди у нас – поиск новых подходов к библиотечно-информационному обслуживанию, созданию еще более комфортных условий во всех библиотечных подразделениях, а также обобщение и распространение опыта работы школьной библиотеки комплекса.Н.ИВАНОВА, заведующая библиотекой школы №853
Комментарии