search
main
0

Библиотечный квест

Детский буктьюб как современная технология продвижения книги и чтения

Во всем мире, в том числе в Российской Федерации, наблюдается кризис чтения. Такая ситуация во многом объясняется глобальным скачком в развитии современных технологий, использование которых в большинстве случаев практически заменило общение с книгой.

Решать задачи продвижения книги и чтения должна в первую очередь библиотека как один из важнейших социальных институтов, широко использующая сегодня преимущества современных технологий.

Видеохостинги, в частности YouTube, оказываются действенным инструментом, который все активнее применяют российские библиотеки. В последние годы на их базе динамично развивается и пользуется спросом движение буктьюберов – блогеров, снимающих видео о прочитанных книгах. Но это направление охватывает в основном литературу, ориентированную на взрослого читателя.

Имеется ряд площадок, где родители рекомендуют книги о воспитании, психологии ребенка. Изредка встречаются видеорекомендации хороших книг для детского чтения. Однако нет практически ни одного ребенка-видеоблогера, который мог бы рассказать о понравившейся книжке своим ровесникам.

Мы приступили к реализации проекта «Библиотечный квест», в рамках которого специалисты Центральной библиотеки разрабатывали и размещали на своем YouTube-канале тематические ролики для взрослой аудитории, рассказывающие в основном о художественных произведениях. В процессе работы мы с коллегами пришли к выводу, что этот способ привлечения к чтению будет интересен и маленькому читателю. Так родилась мысль разработать цикл видеообзоров, в которых дети рекомендовали бы книги своим ровесникам. Были обозначены цели и задачи: привлечение детей и их родителей к семейному чтению через рекомендательные видеообзоры; размещение видеоматериалов на библиотечном YouTube-канале.

К участию приглашались все желающие. Участникам предлагалось записать обзоры минимум трех произведений из списка рекомендованной литературы. Рекомендации должны были быть адресованы двум возрастным группам: первая – дошкольники и младшие школьники, вторая – подростки от 10 до 14 лет.

Первой возрастной группе свойственны повышенная эмоциональность, непосредственность, внимательность, доверчивость. Списки литературы, рассчитанные на этот возраст, включали в себя сказки, книги о животных, юмористические рассказы. Для подростков от 10 до 14 лет характерен более широкий диапазон увлечений. Им были рекомендованы книги, связанные со школьной программой, способствующие расширению и углублению интересов. Составление рекомендательных списков, включающих золотое ядро детской литературы, заложено в традициях отечественной культуры: дать детям свод духовно безопасных книг, способных содействовать развитию ребенка, становлению его как личности и гражданина.

Так, во вступительной статье к пособию И.В.Владиславлева «Что читать» (1918) Н.А.Рубакин писал: «Укажите детям, г. взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное, как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения».

На первом этапе семьи-участницы читали предложенные и отобранные книги, составляя текстовые обзоры. Специалисты библиотеки редактировали тексты. Второй этап включал видео­съемку книжных обзоров и размещение их на YouTube и в социальных сетях. Запись обзоров производилась в несколько этапов: подбирались соответствующие фон, антураж, звуковое сопровождение; были разработаны и применены видео- и фотоэффекты. Таким образом, в результате реализации проекта участвующие семьи не только перечитали старые любимые книги, но и ознакомились с новыми детскими изданиями, то есть расширили круг чтения.

Составление текстовых обзоров, съемка видеосюжетов способствовали творческому единению детей и родителей. Участники проекта в своих отзывах отмечают, что совместная работа сближает их с детьми эмоционально, помогает научиться слушать друг друга.

Проект стал очень популярным среди читателей библиотеки, количество желающих записывать видеообзоры росло, как и количество просмотров. Демонстрация подготовленных книжных видеообзоров позволила привлечь внимание к чтению и книге, укрепить в сознании зрителя взгляд на библиотеку как главного помощника в развитии творческих способностей ребенка. Осуществление данного проекта позволило организовать пространство для реализации интеллектуально-творческого потенциала семей, вовлечь в совместную деятельность разновозрастных участников, приступить к созданию коллекции информационно-творческих материалов по продвижению чтения и предоставлению ее в свободный доступ.

Елизавета ЗАПЯТАЯ, финалист национального конкурса «Библиотекарь года»-2015, лауреат специального приза секции «Публичные библиотеки» Российской библиотечной ассоциации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте