search
main
0

Безвыходных ситуаций не бывает. Еще помогает природный оптимизм

Есть люди, общаться с которыми легко и приятно. И вроде вы знакомы от силы пять минут, а кажется, что человека этого давно и безоговорочно числишь в приятелях. Категорию таких людей можно выделить как особую – людей с дружественным взглядом. Ирина Вячеславовна ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314, именно к ней и принадлежит. Уже потом, какое-то время спустя, она признается, что важным качеством в человеке считает умение дружить, а пока в ней мгновенно подкупают доброжелательность и отзывчивость взгляда.

Наверное, такое  выражение лица мог бы иметь  собирательный портрет учителя, если бы был когда-либо написан художником. Но маленькая Ирина, будучи воспитанницей детского сада, такой картины не видела, зато ее постоянно видели что-то объясняющей и организующей ровесников. Даже слепому было ясно: девочкой двигает мечта cтать учительницей. После 8-го класса девушка  абсолютно не сомневалась, куда пойдет учиться – в знаменитое ленинградское педучилище №1 им. Н.А.Некрасова, и, поступив туда в 1973 году, через четыре года окончила с отличием.  Как признается Ирина Вячеславовна, учиться было здорово, но трудно. И главная сложность заключалась в большом  разнообразии предметов. В день проходило от 6 до 8 уроков, причем общеобразовательный цикл совмещался с профессиональными дисциплинами. Зато практики, а их тоже было большое разнообразие, проходили не только на базе школ, но и в загородных оздоровительных лагерях. Студенты  руководили отрядами, в которых было по 44 ребенка, спали по 3-4 часа в сутки, но творили с таким энтузиазмом, что без призов не уходили ни с одного конкурса. – Может, это вирус необычный был, раз о том времени все говорят с таким  подъемом? – Этот вирус – молодость, – отвечает на шутку Ирина Вячеславовна. – Мне кажется, молодость – это такой период времени, когда все счастливы. И потом, многое из того, что мы делали, мы делали честно, никакого подвоха не чувствовали в тех направлениях, которые нам задавали. Сейчас другие времена, рыночная экономика, за все нужно платить. Наверное, это правильно для этого времени. А у нас все было основано на реальном комсомольском задоре.  – Ирина Вячеславовна, я знаю, что вы преподаете географию и обществознание. Как так получилось, что после начальной школы география нашла место в вашем сердце?- Я долго выбирала между географией и историей. Но все же выбрала географию, потому что в географии заложено колоссальное количество знаний как по истории, так и по физике, астрономии и т. д. География – один из тех предметов школьной программы, знание которого  является признаком интеллигентности. Так, во всяком случае, рассуждали в царской России, потому что в  учебном плане любого училища присутствовала  география в большом объеме. Но выбрала географию я прежде всего потому, что она невероятно разнообразна. Красивый, умный, талантливый предмет. При этом в географии вы никогда не найдете  прямого ответа. Потому что там больше вопросов: почему, зачем, отчего? – Вы учились в Ленинградском государственном университете им. Жданова (ныне СПбГУ). За время учебы не посетило желание бросить школу и податься, к примеру, в туристическую отрасль? Этот вопрос вызывает у моей собеседницы искреннее удивление.- Нет, что вы! Я все время  учебы работала в школе. В ней, кстати сказать, тоже можно реализовать страсть к путешествиям. Например, мы с детьми объездили всю Прибалтику, Беларусь, Украину, южные районы России, всю Ленинградскую область. Я детям показала места, где сама была на студенческой практике. И места, к слову, необыкновенные. Например, во время последней практики на геофаке, которая прошла  в Выборгском районе, всех студентов потрясла красота этого природного уголка. Среди маленьких, но глубоких озер вдруг обнаруживался островок, весь заросший земляникой или грибами. Ребята встречали ландыши в 50 см высотой  или купальницы в рост человека. А уж когда наткнулись на россыпи  полудрагоценных камней – рубинов и аметистов, – изумлению не было предела!Между прочим, изумиться Ирине Вячеславовне  пришлось и вскоре после окончания университета, потому что буквально через четыре года ее  назначили директором школы №314. Будущей руководительнице  только-только исполнилось 30 лет, и, по сути, ее случай был инновацией в управлении для тогдашнего Петербурга.  На собрании коллектива один из самых опытных учителей спросил девушку: «Директором быть не боитесь?» А Французова ответила: «Не боюсь. Чего бояться  с таким активным комсомольским прошлым!» Теперь признается, что только на комсомольском задоре и можно было поднять такую сложную школу, какой была школа №314. Школа окраины, спального района, населенная детьми из многодетных семей. Но, с другой стороны, то, что ей досталась дворовая школа, Ирина Вячеславовна считает большой удачей, поскольку она предоставила гораздо больше возможностей, ведь  вариативность в работе этой школы совершенно другая. Сегодня школа №314 – это многопрофильное  образовательное учреждение, где несколько образовательных программ, есть большое структурное подразделение –  отделение дополнительного образования,  пришкольная спортплощадка со своим штатом. Вообще, если можно так выразиться, своим управленческим кредо она считает наглядность. Будучи директором школы,  участвовала в конкурсе педагогических достижений как учитель-экспериментатор по географии и является  автором  педагогических мастерских по этому предмету. Чтобы поднимать энтузиазм в коллективе, работающем с трудными семьями, она должна была демонстрировать все на своем примере. Хотела, чтобы учителя  проводили открытые уроки, сама должна была их проводить. Хотела, чтобы учителя участвовали в конкурсах, сама участвовала и занимала призовые места. Чтобы иметь моральное право сказать, вы сможете, она должна была суметь сама.    Еще она считает важным в работе директора  вести вперед. Оценивать возможности  коллектива, но планочку ставить чуть выше.  Именно поэтому все учителя начальных классов  в школе №314 имеют высшее образование.  Как говорит Ирина Вячеславовна, она намертво стояла на этой позиции и, как бы ни жаловались учителя, ни разу не отступила. – Почему?- На мой взгляд, университет  дает не просто широкое образование, а  возможность видеть перспективу. Развивает интеллект. Появляются  аналитичность, многоплановость, разносторонность. Сейчас наши учителя начальной школы  прошли аттестацию и имеют высшую категорию. Считаю, что в этом есть и моя заслуга, потому  что еще несколько лет назад говорила, что наступят времена, когда мы перейдем на новые условия оплаты труда и высшее образование будет в лидерах среди повышающих коэффициентов.  – Понятно, что директор вынужден всегда двигаться на полшага вперед, а нет ли ощущения усталости от этого вечного бега?- А не надо щадить свои мозговые клетки! Чтобы они работали, нужно постоянно двигаться. Мне кажется, что те перспективы, которые я предлагала школе, всегда  чуть-чуть опережали время. Жаль только, что тогда  не хватало связей, поскольку ими в хорошем  смысле можно было воспользоваться. Например, в 1993 году, понимая, что общеобразовательная школа  должна развиваться  с более раннего периода, я предложила нашему микрорайону создать  комплекс, который включал бы в себя три детских сада и школу. Я тогда изучала опыт преемственности детсада и школы в Японии и была увлечена их удачным решением. Там не родители выбирают школу, а сама природа детей, их развитие. Правда, в японской группе всего 3-4 ребенка, но тем не менее этот опыт интересен тем, что за ребенком все это время наблюдают, и по итогам этого всестороннего наблюдения  он  идет в ту школу, где его природа не ломается. Я предложила тогда программу единого комплекса микрорайона, но отдел образования идею не поддержал. Конечно,  25  лет директорства и 35 лет педагогической деятельности не были для Ирины Вячеславовны зефирно-карамельными. Случались и неудачи. В том числе и та, о которой Французова рассказала выше. Поэтому логичным стал  следующий вопрос:- После поражений что заставляет снова возрождаться? Ирина Вячеславовна берет некоторое время на раздумья, потом отвечает:- В первую очередь напутствие отца. Он умер молодым. Последний раз я  видела его в больнице, когда  принесла ведомость с оценками  и сообщила, что  меня в первый раз выбирают звеньевой, а я боюсь, справлюсь ли. Отец тогда сказал: «Если тебе предлагают, значит, тебе доверяют, значит, на тебя надеются. Если не ты, то кто?» Кроме того, выручает природный оптимизм. Я с ним  не расстаюсь. Безвыходных ситуаций не бывает. Одно из моих любимых качеств – умение дружить. Когда плохо, тяжело, больно, тебе всегда помогут друзья. Может, поэтому я никому не отказываю в помощи. Помнится, когда на партактиве меня объявили директором, я ловила на себе неприветливые взгляды и не знала, с кем рядом сесть. Было одиноко и неуютно. И тогда директор школы №212  Лидия Сергеевна Крылова посмотрела на меня дружелюбно и пригласила сесть рядом с собой. Поэтому сегодня, когда кто-то из новых руководителей школы  приходит на Совет директоров образовательных учреждений района, а я в нем состою с 1992 года, я невольно эту сцену повторяю. И когда Ирина Вячеславовна произносит эти слова, все сразу встает на свои места. Досье «УГ»Ирина Французова является экспертом по аттестации учителей географии Фрунзенского района, экспертом по образовательным программам Комитета по лицензированию и аттестации образовательных учреждений Санкт-Петербурга, членом Совета директоров образовательных учреждений Фрунзенского района.  Награждена знаком «Отличник народного просвещения РФ». Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте