На протяжении последних двадцати лет в России не утихают острые споры вокруг того, каким должно быть образование. Зародившиеся в эпоху перестройки, эти споры вылились в целую серию реформ, которые провозглашали в качестве базовых ориентиров принципы гуманизации, демократизации и инновационности. Эти реформы были направлены на преодоление консервативной ограниченности традиционной школы, создание системы вариативного образования. Цель – вхождение России в мировое образовательное пространство.
Теория для массовой школы
Сегодня отечественная массовая школа находится на этапе поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса. Эти модели должны обеспечить подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях постиндустриальной цивилизации, гражданского общества, демократического государства, динамично развивающейся наукоемкой экономики, информационных технологий.
Последовательная реализация принципа гуманизма, согласно которому человек всегда является целью и не может быть средством достижения иных целей, предполагает превращение ребенка в конечную цель, высшую ценность, основной смысл и главный результат образования. Однако основным критерием оценки работы современной школы, как и прежде, остается успешность освоения учебных программ, перегруженных информацией и далеких от реальной жизни. Поэтому очень часто ребенок оказывается средством реализации этих учебных программ. Во многих случаях ребенок также оказывается средством реализации в школах различных социокультурных этнических, конфессиональных, профессиональных моделей – православная гимназия, еврейская школа, кадетские классы, либо педагогических систем – гимназия, развивающее обучение, вальдорфская школа.
Демократизация образования предполагает, во-первых – доступность образования, создание условий для получения каждым гражданином качественного образования. Во-вторых – участие в реальном управлении образованием всех заинтересованных субъектов. И в-третьих – воспитание учеников, способных к самостоятельному осмыслению, свободному и ответственному поведению, участию в обсуждении и решении различных сторон жизни. Все это должно способствовать превращению образования в активную силу демократизации государственной и общественной жизни России.
Жизнь приучает «ублажать» учителей
Но это в теории. А что же на практике, в реальной жизни?
Директор школы, назначаемый учредителем, тем самым, который может уволить этого директора в любой момент без всякого объяснения причин, является распорядителем кредитов и несет персональную (в том числе и уголовную) ответственность за все, что происходит в школе. Поэтому демократии в управлении школой может быть ровно столько, сколько позволит директор. Ученическое самоуправление, как правило, уполномочено решать лишь третьестепенные вопросы школьной жизни. Образовательный процесс построен на признании безусловной правоты учителя. При этом сами учителя, вопреки провозглашенной в Законе РФ «Об образовании» свободе педагогического творчества, оказываются зажатыми в тиски административных рамок.
Школьное образование, во многих случаях отчужденное от повседневной жизни и реальных интересов детей, часто сводится к тому, что ученики получают готовые ответы на незаданные вопросы и активно сопротивляются стремлению учителей навязать им учебный материал, главными добродетелями школьников, хотя и неявно, признаются послушание и прилежание. Безропотного послушания и прилежания требуют директора от учителей, чиновники – от директоров, чиновники высокого ранга – от чиновников более низкого.
Сама жизнь приучает школьников «ублажать» учителей и не вызывать у них «чувства затруднения». Ребенок часто просто не в состоянии принять чуждые ему педагогические требования. Его «насилуют» во имя не понятных для него педагогических целей, во имя его блага, во имя его будущего. На место «неразумной воли ребенка» пытаются поставить «разумную волю» взрослого. При этом внутренний мир ребенка разрушается, подавляется его природная активность, всячески ограничивается и сдерживается его самостоятельность, принуждение становится нормой жизни для растущего человека, формируя у него веру во всемогущество грубой силы и возможность насилия как способа решения любых проблем.
Демократическая риторика, которой сегодня в России пронизана образовательная политика, за редким исключением остается риторикой, иногда прекраснодушной, чаще откровенно лицемерной. Между тем опыт двух десятилетий попыток демократических реформ в нашей стране показывает, насколько школа (впрочем, как и общество в целом) не поддается демократизации сверху.
Инновационный консерватизм
Инновационные школы появились в нашей стране в конце 80-х годов прошлого столетия как альтернатива узаконенной советской властью и неизменной на протяжении многих десятилетий «единой трудовой политехнической школе». В настоящее время именно инновации рассматриваются как один из механизмов, призванных придать импульс динамичному развитию всего российского общества. Постепенно в педагогическом сознании укоренилось представление – инновационная школа – синоним хорошей школы. Это представление получило подкрепление в национальном проекте «Образование», уделившем особое внимание поддержке инновационных школ. Это приводит к тому, что педагогические и иные школьные инновации во многих случаях превращаются в самоцель, реализуются вне контекста решения актуальных для школы проблем.
Противоречия и трудности современного российского образования усугубляются недостаточным финансированием, сокращением количества квалифицированных кадров, консерватизмом образования, отсутствием внятных образовательных стандартов, излишней перегрузкой, чрезмерным административным контролем за деятельностью образовательных учреждений.
Уникальная сфера общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком, – образование обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, одновременно создавая предпосылки для его изменений и динамичного развития. Тем, чем будет Россия завтра, то, какие люди будут ее населять, как они будут работать и взаимодействовать, во многом зависит от того, каким будет образование, к какой жизни оно будет готовить человека, какие идеалы будут реализовывать в своей педагогической практике учителя, модели какой общественной жизни будет стремиться продуцировать школа.
Комментарии