В 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах, то есть на протяжении довольно продолжительного срока, в связи с пандемией коронавируса мне довелось приобрести опыт дистанционного обучения в качестве студента магистратуры «Медиевистика» НИУ ВШЭ. В данной статье я хотел бы поделиться своими впечатлениями по поводу как положительных, так и отрицательных сторон соответствующего явления. Замечу дополнительно, что наша специальность практически не предусматривает практикумов, только лекционные и семинарские занятия. Наиболее значительные проблемы возникали там, где желательно тесное взаимодействие с педагогом, например при обучении языкам.
Экономия должна быть экономной
Начнем с положительных сторон дистанционного обучения: помимо снижения риска заражения коронавирусом оно способствует экономии времени и сил, физических и психических. Со временем все очевидно, ведь дорога учащегося от места жительства до места учебы может занимать продолжительное время, в моем случае, например, более часа. Кроме того, само перемещение, к примеру, в переполненном метро или ином транспорте крайне выматывает психологически. Да и когда продолжительное время перемещаешься пешком (особенно в неблагоприятную погоду), желание быть активным на занятиях, на которые после этого пришел, сильно падает. После учебы, когда учащийся и так чувствует себя уставшим, он дополнительно устает за время пути домой. И на самостоятельной работе, и на отдыхе в будние дни это сказывается не лучшим образом. В случае дистанционного обучения эта проблема отсутствует как таковая: чтобы присоединиться к занятию, достаточно лишь одного клика компьютерной мыши.
У нас дистанционное обучение шло с помощью программы для видеоконференций Zoom. В этом плане онлайн-формат ознакомил меня с интересной программой для коллективного общения, которая оказалась также довольно удобной в образовательном плане, поскольку Zoom позволяет всем желающим ученикам отвечать преподавателю по тому или иному учебному вопросу (в то время как при обучении вживую неизбежно в конкретный момент отвечает кто-то один) и в то же время общаться между собой, в том числе и на учебную тематику. Такие функции Zoom, как возможность любого участника выключить видео- и аудиосвязь, также способствуют учебному процессу в том плане, что позволяют большинству учащихся не отвлекаться на действия конкретного человека.
Дистанционное обучение позволяет участвовать в учебном процессе, когда находишься дома по причине болезни, естественно, не слишком тяжелой. Оно выручает, когда необходимо присматривать за ребенком или больным членом семьи, хотя при этом требуются значительные дополнительные усилия. Кроме того, дистанционное обучение оказалось более удобно для сдачи экзаменов. Преподаватель, пользующийся Zoom, может назначить каждому учащемуся индивидуальное время, и тот спокойно ожидает своей очереди, поскольку знает, когда его выслушают. Кроме того, лично мне сдавать экзамен в таком формате психологически комфортнее, чем вживую. Ты делаешь это один, не боишься опозориться в глазах других учащихся, сосредотачиваешься на процессе.
Неладно что-то в Датском королевстве
С другой стороны, дистанционное обучение обладает и рядом недостатков. Во-первых, не стоит забывать о ненадежности средств связи – у учащегося не всегда может быть рабочий Интернет, студент или школьник может быть технически безграмотен, созданная для общения преподавателя и учащихся конференция в Zoom в критически важный момент может зависнуть и т. д. и т. п. Кроме того, не все приложения для дистанционного общения одинаково хороши для конкретного учащегося. Скажем, если в Zoom я освоился сравнительно быстро, то с приложением Microsoft Teams так и не сумел «подружиться» чуть ли не до самого конца учебы, что привело к проблемам с теми дисциплинами, обучение которым велось с помощью данной программы.
Во-вторых, в психологическом отношении некоторым людям гораздо проще общаться вживую как с другими учащимися, так и с преподавателями, в то время как заочные беседы, сводящиеся к отправке сообщений в мессенджере или в крайнем случае аудиосвязи, кажутся лишь имитацией полноценного общения. Лишь очень интересный и/или харизматичный преподаватель может удерживать контакт с аудиторией дистанционно. Также необходимо отметить, что в условиях дистанционного обучения учеба не выполняет роль фактора социализации, поскольку трудно поддерживать достаточно тесные отношения с другими учащимися и вообще друзьями и близкими за пределами квартиры, отчего чувствуешь себя одиноким, что плохо сказывается на самооценке. Наконец, не стоит забывать и о том, что дистанционное обучение в последние годы было массово введено в вузах из-за угрозы коронавируса, а постоянный страх тяжело заболеть тоже не лучшим образом влияет на мотивацию (с другой стороны, страх тяжело заболеть в период пандемии у меня был и во время очного обучения). Учеба в подобной ситуации представляется уже чем-то второстепенным по сравнению с заботой о здоровье.
Спустя рукава по высокой цене
Вообще с психологической точки зрения есть риск того, что дистанционное обучение как более легкое и менее напряженное приведет к тому, что школьник или студент будет учиться спустя рукава, не воспринимая его как полноценную учебу, требующую от него прежней степени самоотдачи, поскольку станет считать, что теперь будет учиться легче, чем раньше. Когда человек находится дома, ему сложнее сконцентрироваться на занятиях, поскольку учеба обычно ассоциируется у него с попаданием в особое образовательное пространство вне дома.
Аналогично, когда в начале 2020-2021 учебного года в связи с временным спадом коронавируса вернули очное обучение, было тяжело перестраиваться обратно и привыкать к необходимости тратить время на поездки туда и обратно. Также во время «дистанционки» у некоторых учащихся постоянно присутствует искушение отвлечься от лекции или даже семинара (особенно по не слишком интересному ему предмету) на еду, игры с домашними животными или сидение в Интернете.
Наконец, хотя дистанционное обучение с технической точки зрения действительно экономит массу времени, это имеет свою цену. Если во время очного обучения есть четкое разделение между рабочим и нерабочим временем, то во время дистанта учащийся сидит дома, то есть как бы не работает, и ему может быть трудно полностью настроиться на работу (без отвлечения на посторонние факторы), но и полностью настроиться на отдых не получается (в тех ситуациях, когда речь идет о выходных, праздниках или каникулах), четкая граница работы и отдыха стирается. Для тех учащихся, которым и так с трудом дается расслабление (я отношусь к их числу), это может составить дополнительную проблему при дистанционном обучении.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что, с одной стороны, дистанционное обучение имеет ряд достоинств, но с другой – и ряд недостатков (во многом являющихся, как водится, продолжением преимуществ). Нельзя уверенно говорить о том, что положительные факторы преобладают над отрицательными или нивелируют их. Хотя в нынешней неблагоприятной ситуации с коронавирусом дистанционное обучение видится мне необходимым средством для предотвращения массового распространения заразы, едва ли его можно рекомендовать как универсальный учебный рецепт на случай нормального положения дел, а не меру, вызванную нынешней экстраординарной эпидемиологической ситуацией в стране, особенно учитывая сравнительную новизну данного варианта обучения для большинства российских учебных заведений. Продуктивнее возлагать надежды на то, что, если при должных усилиях со стороны власти и населения угроза коронавируса отойдет на второй план, можно будет вернуться к стандартной системе.
Комментарии