Безопасность жизнедеятельности имеет много различных аспектов – это и безопасность в быту, безопасность на транспорте, и, что, пожалуй, выходит в наше время на первый план, правовая и информационная безопасность наших детей и подростков.
Благодаря всемирной информационной сети Интернет теперь получение новых знаний или пересылка данных занимает буквально считанные секунды. И как, наверное, любой ценный ресурс, Интернет может быть использован как во благо, так и во вред. Государство за последние 10 лет предприняло целый ряд важных шагов, направленных на недопущение вредного информационного воздействия на граждан или же на минимизацию вреда от такого воздействия. Так, принят и действует Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных», определяющий в том числе условия размещения, хранения и уничтожения персональных данных в сети Интернет. Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет условия отнесения информации к разряду запрещенной и порядок блокировки доступа к такой информации. В соответствии с этим законом имеется правовая возможность пресечения распространения информации о способах совершения суицида, о порядке производства взрывчатых и наркотических веществ, порнографических материалов и другой вредоносной информации. Наибольший вклад в защиту детей от вредного информационного воздействия внес Федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регламентирующий, в частности, порядок работы с информационными ресурсами в образовательных организациях. Но законы определяют лишь отдельные сегменты жизнедеятельности и вряд ли могут непосредственно и эффективно повлиять на работу детей и подростков с информационными ресурсами. В этой связи на первый план выходят образовательные программы, направленные на обеспечение безопасности детей в информационной среде, – так называемые основы информационной безопасности в сети Интернет. Выпускники старших классов, имеющие начальные познания в области права и психологии, легко смогут освоить методы воздействия, широко используемые в новостных ресурсах, социальных сетях и в других сервисах, которыми так богат сегодняшний Интернет. Знания о методах информационного воздействия позволят им сделать правильный выбор и осознанно подходить к принятию решений, а не слепо поддаваться воздействию, которое подчас так стремятся оказать на них со стороны. Показательно, что попытки воздействовать и вызывать ту или иную реакцию в последнее время имеют если не регулярный, то точно неоднократный характер, и последствия такого воздействия могут быть разобраны с молодыми людьми на конкретных примерах.Не меньшее значение имеет и правовая безопасность молодых людей. Вставая на жизненный путь, взаимодействуя с друзьями, знакомыми и коллегами, ребятам необходимо знать основополагающие права и обязанности в наиболее актуальных сферах. В частности, наибольшее значение для юношей – выпускников школ имеют правовые основы воинской обязанности и военной службы по призыву. Очень важно получение этой информации ими не из сети Интернет, а именно от преподавателя. В рамках регулярных занятий, которые мы проводим совместно с Центром патриотического воспитания и школьного спорта с заместителями директоров образовательных организаций и преподавателями по ОБЖ, мы рассказываем о важных аспектах правовой и информационной безопасности, которую необходимо знать нашим детям. Военной коллегией адвокатов Москвы были разработаны лекции «Правовые основы воинской обязанности и военной службы», которые ориентируют преподавателей для занятий с юношами по правовым вопросам в части предстоящего исполнения ими воинской обязанности. Это очень важно – донести до сегодняшних школьников необходимую базу правовых знаний, научить их думать, осмысливать себя и свои поступки в правовом поле. Без понимания своих прав и обязанностей невозможно воспитание гражданина, полезного обществу, уверенного в правильности и социальности своих действий и поступков. Владимир ТРИГНИН, председатель военной коллегии адвокатов города Москвы
Комментарии