В сегодняшнем образовании соединены два несоединимых понятия: собственно образование и просвещение. Образование означает одухотворение и обожествление. Просвещение – наполнение ума знаниями. Но это все неоднозначно. “Знания – камни, – говорили предки. – По ним можно либо подняться в небо, либо оказаться под ними погребенным”. Сейчас перед человечеством остро стоит вопрос о судьбе планеты и всего живого на ней. Землю изуродовал паразитизм человека. И орудием вселенского преступления служит как раз ум, наполненный знаниями. Но ум – отнюдь не разум. По словам Ницше, ум – это то, что имею, разум – то, что положено иметь.
Моя мать была неграмотной, но вполне образованной женщиной. Она жила строго по законам мироздания, по Закону Божию, а значит, была естественной составляющей живой природы. Она родила девятерых детей, семерых вырастила. Все мы, ее дети, – законопослушные граждане, любящие отцы и матери. Четверо моих братьев защищали Родину в Великую Отечественную войну. Такие женщины, как наша мама, составляли большинство в царской России, где получали образование на базе православия, и в СССР, где господствовала коммунистическая идеология. А ведь религия и коммунизм, в сущности, два берега одной реки, имя которой – нравственность.
Образование как процесс происходит и во времени, и в пространстве. Начинается оно не с того момента, как ребенок начинает говорить первое слово, и даже не с дня рождения человека, а значительно раньше – со взаимоотношения мужчины и женщины, парня и девушки, мальчика и девочки. И продолжается всю жизнь как убеждение, мировоззрение. В образовании участвуют семья, школа, государство, общество. До появления западной идеологии в нашей жизни подрастающее поколение портила так называемая подворотня. Там оно набиралось грязи. Сегодня эта грязь круглые сутки не сходит с экранов телевизоров, кинотеатров, подмостков сцен, страниц печатной продукции. В школе на смену системе коллективного воспитания пришли иные ценности: разнузданность, раскрепощенность… Хороших отцов и матерей из “раскрепощенных” молодых людей мы вряд ли получим. Я полагаю, что немалый вред их нравственному воспитанию наносят отдельные учебники ОБЖ, по которым дети и подростки изучают, что такое секс, половой партнер и так далее. В неокрепших душах авторы таких пособий будят, будоражат чувства зрелого человека. А ведь школа должна сеять разумное, доброе, вечное…
Предмет ОБЖ уникален тем, что, в отличие от всех остальных курсов, отвечает на вопрос не как жить, а как выжить. Именно он, считаю, должен пронизывать всю школьную программу от первого до одиннадцатого класса, но только не в том виде, в каком он существует сегодня. Нынешняя программа лишена главного раздела, который следовало бы назвать “Безопасность души”.
Михаил КАНАЕВ
Иваново
От редакции
Никто не станет отрицать, что сложившаяся в течение почти целого столетия и устоявшаяся в умах людей картина мира рушится на глазах. И хотя многие из выдвинутых учителем тезисов небесспорны, он прав в том, что обращается к важным мировоззренческим вопросам: “Как жить и выжить современному человеку в новых условиях? И какова роль школы в формировании личности?” С этих позиций предмет ОБЖ педагогами и родителями подчас расценивается по-разному. Михаил Канаев высказал свое мнение. Предлагаем и вам присоединиться к разговору о целях и содержании этого школьного курса, а также о ценностных ориентирах, которые следовало бы давать детям на уроках и во внеучебное время.
Комментарии