search
main
0

Безопасно – значит грамотно

Сегодня-завтра в школах и колледжах впервые пройдут всероссийские учения, организованные Минпросвещения России, МЧС России, МВД России, Росгвардией и региональными властями, по отработке комплексного сценария действий работников образовательных организаций и сотрудников охраны при террористической угрозе. Эксперты обсуждают, на что повлияют эти учения и будет ли это способствовать повышению безопасности в образовательных учреждениях.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Учения направлены на отработку алгоритмов действия в случае чрезвычайной ситуации. Будут проверены системы оповещения. Силовики дадут оценку действиям охраны и рекомендации, в том числе в части взаимодействия с заинтересованными лицами и ведомствами. У педагогов будет возможность потренироваться и задать вопросы профессионалам. Особенно важно, что такие учения происходят организованно, ранее в школах возникали неоднозначные ситуации. Так, в прошлом году в одной образовательной организации учащиеся во время уроков заметили людей с автоматами и услышали выстрелы. Позже выяснилось, что это без предупреждения начались антитеррористические учения. В другой образовательной организации также провели учения с захватом заложников, напугав детей. Роль террористов исполнили охранник, учитель ОБЖ и один из учеников.

Конечно, все надеются на то, что эти знания никогда не пригодятся на практике. Стюарды в самолетах тоже показывают спасательное оборудование в надежде, что оно никогда не пригодится пассажирам. Жизнь каждого бесценна, а предупрежден – значит вооружен. Два-три десятилетия назад ежемесячная отработка различных ситуаций с учебной тревогой, эвакуацией была нормой. К этим тренировкам нужно отнестись спокойно, но серьезно. Большинство учителей это прекрасно понимают. Алгоритмы действий пригодятся не только на случай теракта, но и при угрозах природного или техногенного характера, повысят слаженность и психологическую готовность коллективов. В идеале необходим комплексный межведомственный подход и к тренировкам с участием детей.

 

Патимат ОМАРОВА, декан факультета специального (дефектологического) образования Дагестанского государственного педагогического университета, член Экспертного совета Комитета по высшему образованию и науке Государственной Думы РФ, сопредседатель Совета учителей-блогеров Минпросвещения РФ:

– К сожалению, современная реальность такова, что мы сталкиваемся с высоким уровнем потенциальной террористической угрозы.

И в этом смысле образовательные организации (школы и колледжи) представляют интерес в связи с большим скоплением детей и возможностью сделать потери максимальными.

Поэтому необходимо проведение всероссийских учений по отработке комплексного сценария действий работников образовательных организаций и сотрудников охраны.

Важно выработать поведенческие паттерны и алгоритмы как у взрослых, так и детей, чтобы в сложных ситуациях каждый уже знал на уровне двигательной памяти и эмоциональной переработки, как ему поступать. Просто информационные памятки и беседы не работают. Любое знание должно быть переработано через эмоции и движение, чтобы стать руководством к действию.

Зачастую нерешительность, неумение оценить ситуацию и принять меры к спасению, отсутствие связи и понимания психологии поступков агрессора способствуют большему количеству жертв.

В этой связи вспоминается вице-президент банка «Морган Стенли» Сирил Рескорла, который много лет до террористической атаки на башни-близнецы Всемирного торгового центра методично и регулярно проводил учения персонала по эвакуации. Это позволило спасти 11 сентября 2001 года более двух тысяч шестисот человек, потому что их действия были отработаны многолетними тренировками.

Думаю, что учения, организованные Минпросвещения России, МЧС России, МВД России, Росгвардией и региональными властями, должны стать постоянными и регулярными.

 

Витольд ЯСВИН, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО:

– Я абсолютно поддерживаю эту инициативу. Жаль, что раньше этого не было. Считаю также, что необходимо обучение педагогов и старшеклассников оказанию первой медицинской помощи.

 

Матвей ШПАРО, российский полярный путешественник, директор центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий»:

– Конечно, такие учения нужны. Каждый год мы сталкиваемся с новыми угрозами, и учения позволяют быть готовым и правильно реагировать на ситуации. Думаю, что до этого у сотрудников, учителей в школе было довольно смутное представление о том, что делать, если в школьном коридоре начнутся выстрелы из ружья. Что делать с детьми? Куда бежать или не бежать?

До сегодняшнего дня многие школы тренировались проводить полную эвакуацию детей и сотрудников в случае угрозы минирования или пожара, но угрозы бывают разные и требуют разных реакций и действий.

Можно много говорить, читать и слушать инструкции и алгоритмы. Но деятельная реакция – это лучшие обучение и профилактика. Практические учения всегда полезны. Они позволяют незнакомую ситуацию превратить в ожидаемую и знакомую.

Как я понимаю, на данный момент это пилотная история. Надеюсь, по результатам будет принято решение расширять этот пилот и охватить все школы и колледжи, центры дополнительного образования и творчества. Мне кажется, самое важное в этом эксперименте – не уйти в формализм. Ведь мы, взрослые, руководители образовательных организаций, педагоги, отвечаем за детей, и наша задача – сделать их жизнь и обучение безопасными.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте