На тротуаре, дожидаясь зеленого сигнала светофора, стояла молодая женщина. Одной рукой она поправляла сбившийся шарф на шее у дочки, а второй крепко сжимала поводок, с которого отчаянно рвался молоденький спаниель. Хозяйка в сердцах прикрикнула на пса: «Стой, зараза!» «Мама, так нельзя говорить! – вмешалась дочь. – Нам учительница говорила, что это неправильно. Нужно говорить – инфекция». Конечно, ругаться не следует, тем более в присутствии детей, но не больше ли вреда принесет обучение такой «правильной» речи?
У нынешних школьников есть масса возможностей показать, на что они способны: конференции, олимпиады, интеллектуальные соревнования, многочисленные конкурсы проектов и других творческих работ.
Вообще-то мне не очень нравится формат конкурса, я предпочитаю фестивали, но когда меня приглашают в жюри, не отказываюсь, потому что понимаю, как важно каждому участнику узнать о достоинствах и недостатках своей работы. Именно поэтому я стараюсь найти в каждой из них какую-то изюминку, что-то важное лично для автора и оценить именно эту оригинальную собственную часть.
К сожалению, часто мое пожелание оказывается трудновыполнимым. Открываю очень интересную и важную работу – про борьбу школьников со сбросами стоков автозаправки и читаю: «Наблюдается неконтролируемое изменение природного ландшафта. Гипотеза. Мы предполагаем, что причиной ухудшения природного ландшафта является хозяйственная деятельность человека, т.е. антропогенное воздействие на поверхностные и грунтовые воды. Проведено теоретическое изучение природы подземных вод и путей антропогенного воздействия на их состояния применительно к Московскому региону». Ой!!! Ученики 8-го класса, даже самые умные, не смогли бы сконструировать этого словесного монстра, тут чувствуется рука учителя.
Во второй работе (тоже совершенно чудесной) два пятиклассника рассказывают, как они привлекали птиц на школьный участок. Птицы прилетели и остались жить, и можно за всех порадоваться, но, оказывается, целью-то было вовсе не это, а «формирование экологического сознания через практическую деятельность». Уф-ф-ф!!!
Семиклассницы сшили костюмы скоморохов для школьного театра, и они просто молодцы! Но предложить их проект в лидеры мне очень мешает вот это: «Гипотеза. Актуальность исследований старинных промыслов и традиций, их необходимость при создании современных швейных изделий». Вы что-нибудь поняли? И я не очень. Ведь у проектов не бывает гипотез, без которых не может обойтись исследование; а результатом исследования не могут стать авторские костюмы. Вот если бы девочкам позволили самим рассказать о том, как они трудились, то можно было бы прочесть, как их впервые посетила эта идея, как они ее обдумывали, как искали подходящий образец, как создавали выкройки, подбирали ткани и отделку. Быть бы им победителями, если бы не помощь учителя…
И, к сожалению, таких работ немало.
Дорогие коллеги! Когда вы станете руководителями детских работ, подумайте, пожалуйста, о том, нужно ли заменять искренние и потому очень ценные слова юных авторов бездушными наукообразными штампами. Нужно ли обучать детей канцеляриту? Сможет ли подобная речь показать школьникам невероятную привлекательность науки? Научит ли их понимать и чувствовать природу? Поможет ли самостоятельно достичь задуманного? Приведет ли к победе на конкурсе, наконец?
P.S. Кстати, ни одна из названных работ так и не сумела пробиться в финал, хотя в каждой был потрясающий потенциал. Надеюсь, что в следующий раз наукообразные безобразия не испортят настроение ни талантливым участникам, ни их ненавязчивым руководителям.
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист Московского института открытого образования
Комментарии