Тамбовский военный авиационный инженерный институт – один из старейших в стране вузов Министерства обороны РФ в марте нынешнего года первым в военном ведомстве прошел государственную аттестационную экспертизу Министерства образования РФ.
Данное обстоятельство и стало поводом для беседы с начальником института, заслуженным работником связи РФ, доктором технических наук, профессором, академиком Международной академии информатизации, генерал-майором авиации Павлом ГОРЕВЫМ.
– Павел Григорьевич, что стало точкой отсчета в аттестации института?
– Аттестация института прошла в соответствии с приказом Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования и распоряжением этого же министерства. А начало этому процессу положено решением Главного управления кадров Минобороны. Такой же проверке в течение 2003-2005 годов будут подвержены все военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ. Наш институт стал первым аттестованным военным вузом страны, а первому, как известно, всегда труднее. Экспертная комиссия состояла из известных ученых, работающих в ведущих гражданских вузах страны. Мы понимали всю полноту ответственности, возложенной на нас, и горды тем, что оправдали доверие Министерства обороны РФ, с честью выдержали экзамен на профессиональную состоятельность.
– По каким параметрам проверяли институт, что ставили во главу угла?
– Главное внимание уделялось выполнению требований, установленных лицензией Министерства образования России. Оценивалось соответствие содержания образовательным стандартам и квалификационным требованиям к профессиональной военной подготовке выпускников. Кроме того, анализировалась динамика развития института за последние пять лет. Эксперты изучали нормативно-правовые документы, учебные планы, материалы о кадровом и материально-техническом обеспечении учебного процесса, о международном сотрудничестве, о научной деятельности. Оценивали эффективность воспитательной работы образовательного учреждения…
– Документы и отчеты комиссия соотносила с реальными процессами и достижениями института?
– Разумеется, это была главная цель аттестации. Напомню, что свою историю наше учебное заведение ведет от аэрофотограмметрической школы, созданной в Москве 29 апреля 1919 года. Потом школа преобразовалась в Московское военное авиационно-техническое училище, в Первую Московскую военную авиационную школу связи, затем в училище связи. В 1947 году училище было переведено в Тамбов, где несколько раз меняло свое название. В конце августа 1998 года постановлением Правительства России оно было преобразовано в Тамбовский военный авиационный инженерный институт. В октябре того же года на общем собрании личного состава был принят устав института, утвержденный министром обороны России. Словом, комиссии пришлось рассмотреть множество документов, включая исторические, чтобы убедиться – наш институт создан и функционирует в полном соответствии с российским законодательством, имеет богатейшую историю и сложившиеся традиции.
– По названию учебного заведения трудно судить о его образовательном профиле. Каких специалистов институт готовит для армии?
– Нынешняя деятельность института гораздо шире заявленной в названии. Мы готовим специалистов по радиотехнике, радиоэлектронным системам, по автоматизированным системам обработки информации и управления. Кроме того, институт занимается профессиональной переподготовкой специалистов по профилю вуза, например переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Если перечислять все, то список будет довольно длинным. Но главное, конечно, военные системы управления, связи и навигации, военная электроника, аппаратура комплексов военного назначения. Все эти программы реализуются по очной форме обучения. В связи со сказанным, логичнее было бы наш институт называть по-другому – Тамбовский военный авиационный институт радиоэлектроники.
– Для столь широкого диапазона образовательной деятельности требуется и соответствующий преподавательский состав…
– Бесспорно. И меня как руководителя радует, что штат научно-педагогических работников института укомплектован на 100 процентов. По условиям действующей лицензии в нашем институте должно быть не менее 60 процентов преподавателей с учеными званиями. Фактически же в нашем вузе почти 68 процентов преподавательского состава – кандидаты и доктора наук. На период аттестации в институте было: докторов наук – 8,5 процента, кандидатов наук – 65 процента. Более того, ученые института возглавляют 11 действующих научных школ, более 10 школ еще формируются, что также является весомым показателем вуза. Все преподаватели, научный и интеллектуальный потенциал института, как вы понимаете, работают в интересах курсанта, будущего офицера, в конечном счете работают на безопасность государства…
– На улицах города нередко можно видеть подростков в форменной одежде с шевронами вашего вуза. Какое отношение они имеют к военному институту?
– Самое прямое. Это учащиеся Тамбовского кадетского корпуса имени космонавта Льва Демина, которые проходят у нас подготовку к поступлению в вуз. Кадетский корпус расположен на территории института, в нем обучаются около 350 ребят, которые опосредованно включены в реальный учебно-воспитательный процесс института. Наблюдают за ходом учебно-боевой работы, бытом курсантов, при этом у них формируется установка на будущее. Все они по завершении обучения будут поступать в различные образовательные учреждения, в том числе и военные.
Убежден, что стремление получить хорошее образование будет все более преобладать. Время показало, что растет интерес молодежи не просто к вузу (нашему институту), а к тому, какую сумму знаний он дает. И тяга к высшему военному образованию сохраняется. Кроме этого, в институте сложились условия для организации обучения студентов на платной основе – подготовка гражданских специалистов высшей квалификации для работы на предприятиях возрождающегося военно-промышленного комплекса.
– Как можно поступить в институт?
– Конкурс год от года растет. У нас кандидаты проходят углубленное медицинское обследование, проверяется их физическая подготовка. Все они проходят профессионально-психологический отбор и, конечно, экзамены. Учитывается средний балл школьных аттестатов и средний балл вступительных экзаменов. Основными источниками комплектования института абитуриентами, готовыми к несению военной службы, являются очные подготовительные курсы, действующие в институте; кадетский корпус им. Л. Демина; общеобразовательные школы Центрально-Черноземного района и других регионов России, в том числе и Дальнего Востока. Более подробную информацию можно получить в военкомате по месту жительства или обратиться в приемную комиссию института.
– После заключения аттестационной экспертизы вы можете работать спокойно?
– Аттестационная комиссия вынесла рекомендации по совершенствованию образовательного процесса из 28 пунктов, что, в общем-то, нормально. В частности, рекомендовано получать дополнительные финансовые средства за счет патентования и реализации разработок института учебного и научного направления, инициировать вопрос о подготовке гражданских студентов по нашим специальностям в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Так что безмятежной жизни впереди не предвидится. Но я верю в коллектив института, полагаюсь на опыт, профессионализм, интеллект командиров, воспитателей, научно-педагогического состава. С таким сложившимся коллективом нам любые задачи по плечу. Для коллектива института и сегодня пророчески звучат слова Льва Толстого: «Верьте, российские офицеры, в свое великое предназначение». В этом высоком предназначении мы видим смысл подготовки военных кадров, имеющих честь служить России. А коллегам из военно-учебных заведений Министерства обороны РФ, которым еще предстоит пройти аттестацию, я желаю успехов.
Беседу вел Николай ВЕТЛУГИН
Комментарии