Недавно прочла в одной из центральных газет, что во французских детских садах появились бесполые куклы, которых дети называют «оно». Почему? Да потому, что детей в некоторых странах Европы готовят к тому, что они сами себе выберут пол, когда станут взрослыми.
И как-то сразу нахлынули воспоминания… Мечтой каждой девочки в 70-80-е годы были резиновые немецкие куклы с кудрявыми локонами и длинными ресницами.В детских магазинах активным спросом пользовался набор «Маленький доктор». И мы с упоением играли в больницу. Кукол лечили, бинтовали, измеряли им температуру. Мы всей душой любили и жалели наших кукол.Таким образом, каждая из нас получила свою «прививку любви» к маленьким детям. Эту любовь мы пронесли через всю свою жизнь.Детство моей дочери пришлось уже на другие времена. Появились длинноногие Барби, большеголовые Братц и худосочные Винкс. Девочки уже не шили им костюмы и платья, не укладывали спать и не купали.Правда, я недавно прочитала в Интернете, что одна австралийская художница, возмутившись этим безобразием, стала вручную отмывать вульгарный макияж кукол Братц и делать из этих кукол нормальных девочек для своих детей. Молодец!Отдельный рассказ – о куклах Беби-борн. Большие красивые карапузы, которых можно и покормить, и попоить, и нарядно одеть. Только вся эта экипировка стоит целое состояние, оплачиваемое из родительского кармана…Как-то грустно все получается… А ведь история игрушек на Руси крайне богата. Каждый город, каждый район имеет свои традиции. Поэтому так легко отличить глиняные игрушки из-под Каргополя, Тулы и Вятки. Среди несчетного множества игрушек можно сразу узнать курские, костромские, рязанские, орловские, пензенские свистульки из глины, различить деревянные игрушки Владимирской и Новгородской губерний, плетеные из бересты, прута, лыка северные игрушки. Всемирную известность приобрели богородская и дымковская игрушка.В городе Мышкине есть музей льна. В нем собраны народные куклы. Каждая кукла со смыслом и своей историей.Часто в деревенских домах с особой любовью изготавливались куклы к свадьбе. Из льна и тряпочек делали жениха и невесту и прикрепляли их к одной палочке. Таким образом, одна рука у будущих супругов оставалась общей, создавая единое целое.Из льна изготавливались и куклы-обереги. В каждом доме находилась красавица с длинной косой в вышитом фартучке. Такую куклу надо обязательно поставить на полку, напротив которой расположена стена, – чтобы счастье из дома не ушло в форточку или в дверь. А если на душе тоскливо, можно просто погладить рукой эту куклу по волокнам льна – сразу станет легче, и проблемы уйдут.С помощью кукол мамы учили своих дочек основам домашнего хозяйства, например, варить кашу. Из ткани шили куклу с особенными отметками. «Воды по макушку, зерна по поясок», – приговаривала мать. И дочка легко выполняла материнское поручение. Вот вам и обучение – и весело, и вкусно!Я предлагаю вам вместе со мной «прогуляться» по страницам книги Г.Л.Дайн «Русская игрушка» и немного прикоснуться к русской истории.Материалы археологических раскопок дали множество сведений о памятниках русской культуры. На территории России раскрыто множество былых поселений и городищ, где жили славяне и их предки. Древнейшие игрушки относятся ко II тысячелетию до нашей эры: маленькие глиняные топорики, горшочки примитивной ручной лепки и первые игрушки детства – погремушки. Но археологические находки немногочисленны. Игрушки из нестойких материалов утрачены навсегда. До наших дней сохранились в основном только глиняные игрушки, которые были найдены в славянских погребениях VI-VIII веков нашей эры и при раскопках древних русских городов X-XIV веков – Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Радонежа, Коломны и других.Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. Среди игрушек не было случайных поделок. Все они активно готовили детей к жизни в деревне, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Сразу после рождения появлялись у ребенка первые утехи. Детскую колыбель обвешивали побрякушами, пестрыми лоскутиками, колокольчиками, кусочками меди. Для самых маленьких делали занимательные игрушки со звуком и яркой окраской – подвески с шумом, трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох. Специальные игрушки предназначались для детей, начинающих ходить. Кто не знает каталку на палочке? Она оживает в движении: вертятся быстрые меленки, крутятся расписные чашки, ритмично стучат барабанчики, мелькает узор на колесах… И сегодня эта универсальная игрушка – необходимый спутник детства.Детские игры имели свой календарь. С приходом весны строили запруды, делали кораблики, лодочки из древесной коры и пускали их с шуточными прибаутками:Корабли плывут,Товары везут,Дешевые, грошовые…Когда стает снег, бежали в лес за вешней клюквой, летом собирали съедобные травы, ягоды, осенью – грибы, низали бусы из красной рябины и ждали веселых зимних забав, игр в снежки, шумных катаний на санках.На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка. Мячи, луки, пращи тренировали в нем меткость и ловкость, волчки и кубари открывали первые тайны механики. Дети рано приобщались к искусству деревни, к музыке. Дудки, рожки, свирели, свистульки – целый оркестр народных инструментов был в их распоряжении.И так же рано познавали нелегкую крестьянскую работу. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором очень скоро переходили в настоящий труд. С семи-восьми лет ребенка считали равноправным членом семьи, тружеником. Вместе со взрослыми дети шли на полевые работы, пасли скот, девочки пестовали младших, пряли в долгие зимние вечера.Таким образом, игра и игрушка были необходимы, чтобы передать от старшего поколения младшему накопленный трудовой опыт. Поэтому детские игры и игрушки, как и прочие предметы и явления, в древности наделялись магической силой.Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их в зыбку рядом с ребенком.Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. В быту русской деревни еще в первые десятилетия XX века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни! Да и что удивительного – таких кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Самые красивые лоскуты ситца, яркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол этнографически точны. Их также расшивали галуном, украшали шелковыми лентами, блестками, цветными бусинами.И все же при тщательном исполнении одежды куклы оставались «безликими». «Безликость» – следы древней обережной роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Так наглядно отражено в типологии образа куклы ее назначение, в данном случае – магическая функция игрушки.«Куклы бывают разными – игровыми, обрядовыми, обережными», – рассказывает Руслана Калмыкова, мастер по изготовлению славянских кукол. В ее коллекции – древние обережные куклы: Макошь – богиня семейного счастья и благополучия, хранительница очага; Рябинка – один из самых сильных женских оберегов, символ женской мудрости, материнства и домашнего очага.О многом могут нам рассказать куклы. Это наша культура, отражающая наше мировоззрение. Поэтому очень важно беречь наших детей и учить их любить историю своей страны. А начнем мы с малого – с игрушки. Дети должны не просто иметь игрушки, а любить их. Иначе наши дети вырастут в поколение бездушных и безразличных потребителей. Работая в школе учителем географии, я мечтаю создать серию мастер-классов по изготовлению русских игрушек. А еще я считаю, что прежде чем выпускать на прилавок очередную партию кукол, необходим художественный совет, отсеивающий вредные куклы еще до поступления в магазины. Тем более что часто они изготавливаются из экологически загрязненных материалов. Пришло время защитить малышей от игрушек, в которые они играют, и вернуться к своим истокам.Дарья БРЫЧЕВА, учитель географии средней школы №1360, Москва
Комментарии