search
main
0

«Бездумное головотяпство!»

Что-то неладное творится с преподаванием истории в школе: даже президент Владимир Путин обратил на это внимание в своем обращении к Федеральному Собранию. Отсутствие важнейших для нашей страны исторических событий в учебниках – это сбой всей системы обучения такому важному предмету! В постсоветский период количество часов по всем учебным дисциплинам подверглось сокращению, но больше всего в этом плане пострадала история. Последствия такого бездумного головотяпства стали проявляться уже тогда, в 90‑е годы прошлого столетия.

Как по заказу появились тогда статьи непонятных «знатоков» истории, в которых многие наши достижения подвергались сомнению, а истинные патриоты, отдавшие жизни за свободу и независимость нашей Родины, – осмеянию. Дальше – только хуже!
Отсутствие единого учебника по истории для всех учебных заведений привело к тому, что школы пользуются разными пособиями, зачастую сомнительного содержания. Несмотря на определенный контроль, в образовательных учреждениях появляются учебники истории, в которых нет даже упоминания о Сталинградской битве. Что это? Умышленное замалчивание наших героических страниц или просто безграмотность авторов? История – это стержень воспитания и образования человека и гражданина, становой хребет нашего национального самосознания. К сожалению, любовь к Родине не впитывается с молоком матери, патриотизм воспитывается в процессе социализации. И главный инструмент патриотического воспитания – это история. Для самого существования государства очень важно, чтобы граждане знали свое прошлое и гордились им, каким бы оно ни было. И плохое, и хорошее в нашей истории есть наше достояние, потому что это было с нами, нашим народом и государством. Это все – основа нашего существования.

В чем же причина такого провала исторического образования? Оглядываясь назад, мы видим, как было построено преподавание истории в царской России, в СССР. Согласно уставу 1864 года на преподавание истории в классических и реальных гимназиях отводилось по 14 уроков в неделю, всего 184 урока в год, причем продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут. В 1871 году количество уроков было сокращено до 12 в неделю, а продолжительность урока устанавливалась в один час.

В СССР история изучалась с 4‑го по 7‑й класс в объеме двух часов в неделю, в 8‑м классе на преподавание истории отводилось три часа, в 9‑м классе количество учебных часов уже увеличивалось до четырех, в 10‑м классе снова три часа в неделю выделялось на изучение истории. Сегодня дела с учебными часами по этому предмету обстоят гораздо хуже!

В современной общеобразовательной школе история изучается с 5‑го по 11‑й класс в объеме двух часов в неделю. По сравнению с тем, что было раньше, мы видим существенное сокращение, и это контрпродуктивно. Согласно ФГОС именно в старших классах сегодня изучают важнейшие темы истории России XX века, такие как Первая мировая война, Великая русская революция, Великая Отечественная война и др. Исследовать причины, следствия и ход этих событий, дать им соответствующую оценку, проанализировать роль исторических деятелей крайне трудно, если на это выделяется только два часа в неделю, – надо непременно увеличивать количество времени для преподавания истории не только в старших классах, но и в среднем звене. Если мы сейчас ничего не поменяем, то вскоре получим поколение, не отличающее День Победы от Нового года, и это, поверьте, не преувеличение. Наряду с такими учебными дисциплинами, как русский язык и математика, история должна стать обязательным предметом для сдачи в 9‑х и 11‑х классах. Это должен быть полноценный экзамен, а не контрольная работа для допуска к ОГЭ и ЕГЭ.

Можно сколько угодно говорить о важности внеклассной работы по патриотическому воспитанию, но лучше учителя истории это не сделает никто. Конечно, и требования к учителю должны вырасти. Это должен быть квалифицированный педагог, обладающий всем набором учебных средств и методов. Включение истории в перечень обязательных экзаменов станет сигналом об изменении государственной политики в области исторического образования, продемонстрирует всему обществу серьезность намерений по данному вопросу. Решение этой проблемы нельзя откладывать. Время Иванов, не помнящих родства, должно уйти безвозвратно!

Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания, г. Меленки Владимирской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте