В 1993 году в Москве по инициативе Любови Кезиной был создан Информационно-аналитический центр Департамента образования, который работает под руководством кандидата экономических наук, лауреата Премии Президента РФ в области образования, победителя Всероссийского конкурса «Лидер в образовании по номинации «Проекты информатизации» Владимира Яблонского. Информационно-аналитический центр был удостоен международной награды «Факел Бирмингема» в номинации «За компьютеризацию и системную информатизацию».
Для кого-то информатизация образования видится банальной компьютеризацией, то бишь установкой компьютеров и компьютерных классов. Но уже сегодня понятно, что информатизация – это еще и комплексное системное внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности, в том числе оказание системной поддержки управленческим решениям. В этом смысле чрезвычайно важна та работа по изучению структуры и порядка управленческой деятельности в системе образования, потребностей сотрудников управления образованием в информационном обеспечении и автоматизированных технологиях их деятельности, которую ведет центр, реализуя крупные проекты по информатизации управления образованием, по разработке и внедрению новых механизмов управления. Сегодня им уже созданы информационные системы, относящиеся к классу Enterprise Resourse Planning по различным направлениям, объединенные в интегрированную автоматизированную систему и работающие в масштабах всей московской системы образования. Такой комплекс систем организует полное информационное обеспечение управления образованием на верхних уровнях системы. Однако для достижения максимальной эффективности управления необходимо полностью охватить сами образовательные учреждения.
Один из разработанных ИАЦ программных комплексов, внедряемых в системе московского образования и предусматривающих автоматизацию процессов управления образованием, – программный комплекс «Школьный офис», который разработан в соответствии с нормативными требованиями Министерства образования и науки РФ, стандартами Госкомстата РФ и прошел сертификацию в системе «РОСИНФОСЕРТ».
Что же такое «Школьный офис» и как он может помочь школе повысить качество управления? Этот программный комплекс, построенный по модульному принципу и состоящий из нескольких модулей, причем каждый из них позволяет автоматизировать выполнение определенного набора задач. Сегодня доступны такие модули, как:
– администрирование системы (выполнение сервисных операций, настройки программы, управление пользователями системы);
– паспорт образовательного учреждения (отражение сведений об образовательном учреждении, идентификация по общегородской базе «Сеть образовательных учреждений» и так далее);
– кадры (кадровое делопроизводство, ведение личных дел сотрудников, построение отчетов и так далее);
– контингент (ведение личных дел учащихся, построение отчетов, отражение движения учащихся, работа с архивом, подготовка электронного отчета для Департамента образования в рамках программы «Всеобуч»);
– тарификация (составление учебного плана, планирование работы групп продленного дня и блока дополнительного образования, распределение нагрузки, подготовка штатного расписания, формирование фонда оплаты труда, подготовка приказов по тарификации и так далее);
– база нормативных документов (пополнение базы нормативных и методических документов для использования в программе, привязка документов к разделам «Школьного офиса»).
С октября 2005 года начался процесс комплексного внедрения новой версии системы «Школьного офиса» 3.5 во все общеобразовательные учреждения Южного административного округа. При этом было проведено комплексное обучение различных категорий административных сотрудников образовательных учреждений, которое включало в себя не только ознакомление с возможностями программы, но и консультации по нормативным и методическим аспектам делопроизводства, кадрового учета, подготовки тарификации, а также использования ИТ в управлении образовательным учреждением.
В марте 2006 года «Школьный офис» был признан победителем в конкурсе на поставку специализированного программного обеспечения для учреждений системы образования Москвы, и в рамках реализации этого контракта начинается внедрение этого программного комплекса в 645 учреждениях Москвы. Это позволит наконец снять нагрузку с руководителей образовательных учреждений, упростить документооборот, повысить качество управления образовательными учреждениями и, что самое главное, замкнуть единый контур электронного управления системой образования Москвы.
Комментарии