search
main
0

Без высшей школы ввп не удвоить. Андрей СВИНАРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ

Модернизация образования предполагает прежде всего поиск вариантов решения проблем, стоящих перед системой. Министерство поддерживает те прогрессивные процессы, которые идут в образовании, и рассчитывает на то, что проводимая модернизация позволит найти ответы на многие вызовы времени.

Нужно учитывать, что современный мир вступает в новую фазу развития, а это требует структурных изменений во всех сферах образования и науки. При этом образование из социальной отрасли должно превращаться в отрасль производительную. Тут новое – нахождение оптимальных вариантов экономических моделей как системы образования в целом, так и субъектов образования.

Состояние инновационной экономики предопределяется инновационными решениями в сфере образования. Мы возлагаем большие надежды на высшую школу, ибо результаты ее деятельности позволяют конкретизировать многие механизмы экономики.

Прежде всего надо уточнить методологию оценки спроса на кадры, выпускаемые вузами. Именно высшая школа должна иметь ясный и достоверный сигнал по структуре, количеству и качеству требующихся специалистов.

Безусловно, важным инструментом модернизации становится разработка экономических моделей для решения проблем статуса образовательных учреждений, повышения оплаты труда работников образования, обеспечения эффективной работы всех ее ступеней. Страна решает задачу удвоения ВВП, но это задача не только и не столько для реального сектора экономики, сколько для системы образования. Уверен, что новую экономику, которая решит задачу удвоения ВВП, можно создать только с помощью системы образования. Но при этом сама система образования должна отработать эффективные модели своей деятельности, отвечающие требованиям рыночной экономики.

Не секрет, что год от года объем средств, привлеченных в сферу высшего образования, вплотную приближается к ассигнованиям из бюджета. Однако эти деньги заработаны чаще всего на сдаче помещений в аренду и оказании платных образовательных услуг. Нельзя сказать, что вузы эффективно используют возможности улучшения своего финансово-экономического положения за счет договорной деятельности по подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности и сферы услуг. По установившимся традициям вузы чаще всего находятся в положении пассивных получателей бюджетных ресурсов. Но возникает резонный вопрос: если большая часть выпускников в отсутствие системы распределения не приступают к работе по специальности – это в первую очередь касается педагогов, врачей, работников культуры, социальной сферы, – то за что платит государство, в какой мере ему можно рассчитывать на эффект от вложения средств?

Часто говорят, что авторы концепции модернизации российского образования копируют западный опыт. У России своя система высшего образования, и никто не собирается ее разрушать или подстраивать под чьи-то модели. Но мы должны брать из зарубежного опыта то ценное, что в рыночных условиях может подойти наилучшим образом. Почему бы нам не учитывать того, что, скажем, в Америке вузы существуют в ситуации жесткой конкуренции и борются за бюджетные ассигнования центра и штатов, за материальную поддержку, за заказы промышленных корпораций, за привлечение на учебу максимально возможного числа абитуриентов, наконец, за максимально возможную экономическую эффективность деятельности вузовских коллективов. С другой стороны, почему бы нам не изучать французскую модель высшего образования, которая предполагает заключение контрактов государства с местными властями, в результате чего решается множество региональных проблем, создаются венчурные предприятия, технополисы, но, главное, выпускаются специалисты в соответствии со спросом промышленности. Иными словами, зарубежный опыт мы должны учитывать в той мере, в какой нам это необходимо.

Можно ли утверждать, что российская высшая школа не вносит своего вклада в развитие экономики образования? Нет, за минувшее десятилетие, когда бюджетное финансирование не всегда покрывало даже часть потребности вузов, высшая школа научилась сама выходить из трудного положения, зарабатывать средства и даже увеличивать и укреплять свою материальную базу. Однако сказать, что высшая школа знает потребности экономики и эффективно работает на их удовлетворение, пока, к сожалению, нельзя, хотя продвижение к решению этой задачи, вне всякого сомнения, наблюдается.

Многие считают, что все экономические модели в образовании имеют одну цель – переход к платному образованию. Это не совсем так. Речь идет о том, что система образования должна всемерно и творчески использовать те эффективные финансовые модели, которые плюс к бюджетному финансированию улучшат его экономическое положение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте