search
main
0

Без выходных и отгулов. Если искренне болеть за дело, успех придет обязательно

В Добринском районе Липецкой области учительский профсоюз – самый многочисленный и, по мнению педагогов, самый надежный. С 1986 года райком бессменно возглавляет Александра Павловна ЧЕРНЫШОВА, о которой и коллеги, и представители власти говорят как о Человеке с большой буквы. Двадцать лет в должности председателя районного комитета профсоюза – срок солидный. А в целом педагогический стаж Александры Павловны «перевалил» за четвертый десяток.

После пединститута Александра Чернышова поступила на работу в Чамлык-Никольскую восьмилетку, преподавала физику с математикой, присматривалась к работе опытных коллег.

– Я благодарна всем учителям школы, где прошли незаметно пять лет, – говорит Александра Павловна. – Особенно завучу Александре Ивановне Токмаковой, это она научила меня нелегкому педагогическому труду, безупречной ответственности, привила любовь к детям.

В свою очередь Александра Ивановна тепло отзывается о бывшей «подшефной»:

– Уже с первых ее уроков я поняла: к нам в школу пришел настоящий учитель, из этой молоденькой девушки вырастет со временем блестящий педагог, она подавала большие надежды.

Но в школе Александре Павловне задержаться не пришлось: с 1 сентября 1969 года ее перевели в райцентр и назначили инспектором школ района. Эту весть Александра Павловна встретила со слезами. Она дважды писала заявление, просила вернуть ее в Чамлык-Никольскую школу. Однако руководство роно стояло на своем. В конце концов Чернышова согласилась и принялась за дело. А круг обязанностей был большой: Александра Павловна инспектировала не только уроки, но и пионерскую и комсомольскую работу на местах, деятельность ученических производственных бригад. Я в то время работал директором Березнеговатской восьмилетки и помню, как скрупулезно она анализировала посещенные уроки, как тщательно проверяла воспитательную работу, выискивая плюсы и минусы, как тактично и убедительно объясняла учителям, от чего надо отказаться, а что взять на вооружение.

Из-за отсутствия в роно мужчин Чернышовой было поручено возглавить методическое объединение преподавателей начальной военной подготовки. И надо сказать, она разбиралась в вопросах преподавания НВП не хуже кадрового офицера. Не без ее участия во всех средних школах была создана богатая материальная база, в результате чего юноши призывного возраста отличались хорошей физической подготовкой и прекрасно служили в войсках.

– Так, в круговороте дел, без выходных и отгулов, пролетели 17 лет, – вспоминает Александра Павловна. – Но я не жалею: эти годы стали для меня настоящей школой жизни.

В 1986 году Александра Чернышова была избрана профсоюзным лидером района. Не сразу все складывалось в новой должности. Но опыт подсказал ей, что без фундамента никакое здание нельзя построить. И принялась Александра Павловна создавать профсоюзное «ядро» – команду единомышленников. За 17 лет инспекторской работы людей изучила прекрасно и знала, на кого можно возлагать надежды. В результате ей удалось сплотить вокруг райкома замечательных учителей-активистов. Из 43 председателей первичек большинство избираются по нескольку раз, оправдывая доверие своих коллективов. По итогам 2005 года 38 членов профсоюза награждены денежными премиями и почетными грамотами районного и областного комитетов.

Сама Александра Павловна пользуется заслуженным авторитетом среди учителей и власть предержащих. Не случайно за свой многолетний труд она удостоена званий «Отличник народного образования», «Отличник просвещения СССР», награждена знаком ЦК «За активную работу в профсоюзе».

– Вот уже 18 лет мы трудимся в одной упряжке, – говорит начальник районного отдела образования Нина Тишанинова. – И все это время я не перестаю удивляться, как ей удается решать иногда, казалось бы, непосильные проблемы. Так тонко и профессионально редко кому удается вникнуть в суть дела и добиться желаемых результатов. Мы в роно и в шутку и в серьез называем Александру Павловну живой энциклопедией. Все знает и все умеет. Причем к встречам с людьми готовится одинаково серьезно, будть это техслужащая или директор школы, учитель или глава администрации.

– Я 25 лет знаю Александру Павловну и не перестаю восхищаться ею как женщиной и как профсоюзным лидером районного учительства, – говорит директор Ивановской школы Юлия Соломонова. – Сами-то мы, педагоги, в большинстве своем люди «безголосые», за себя постоять не умеем. А Чернышова возглавляет и вдохновляет нас на защиту своих прав.

Юлия Александровна вспоминает, что инициатива председателя райкома – написать коллективное письмо президенту страны по вопросу повышения зарплаты учителям – не все педагоги района одобрили. Некоторые считали подобную акцию «стрельбой из пушки по воробьям» или «гласом вопиющего в пустыне». Однако письма учителей всех регионов страны сыграли положительную роль – зарплата была увеличена. Конечно, ее размер гораздо меньше, чем у работников промышленности, но сдвиги к увеличению намечены.

Приезжая в школы, Чернышова выясняет, кому из учителей нужна конкретная помощь. Узнает, есть ли у работников дети, которые нуждаются в санаторном лечении, обязательно поможет в приобретении путевок. И много других вопросов решает профсоюзный лидер.

– В нашей школе какое-то время температурный режим не отвечал санитарным требованиям, – признается председатель профкома Мазейской школы Ольга Павлова. – Теперь благодаря вмешательству Александры Чернышовой эта проблема снята с повестки дня: в школе стало тепло, котельная оснащена необходимым оборудованием.

Ольга Алексеевна уверена, что профсоюз в районе работает плодотворно. Сохранены все малокомплектные школы, в результате чего ни один из работников образования не был уволен по сокращению штатов. Десятки учителей и школьников поправили свое здоровье в санаториях области и за ее пределами. Многие учителя и техслужащие получают материальную помощь для приобретения лекарств. Неудивительно, что районное учительство не сомневается в том, нужна ли общественная организация.

– Профсоюз сегодня необходим, чтобы объединять наши силы для защиты своих прав, – говорит директор Пушкинской школы В.В.Яров, стаж работы которого составляет 20 лет. – Райком собирает сведения от каждого коллектива, обобщает их и вырабатывает единое мнение, с которым обращается в вышестоящие органы.

Почивать на лаврах Александре Чернышовой некогда. Каждый день приходится решать новые проблемы.

– Сейчас меня больше всего беспокоит отсутствие жилья для части учителей, – вздыхает Александра Павловна. – Мы написали коллективные письма-обращения к главам районной и областной администраций. Не будет жилья – не сможем закрепить кадры. Не будет педагогов – некому будет учить детей. На частных квартирах учителя жить не желают: всю жизнь холостяками молодые люди оставаться не хотят. Ипотека же педагогам не по силам, даже первичный взнос одолеть невозможно. Необходима специальная программа по строительству жилья для учителей. Надеюсь, что областная Дума рассмотрит эту проблему.

Широк круг обязанностей у председателя райкома: забота о повышении зарплаты, обеспечение жильем, оказание материальной помощи нуждающимся в лечении, поддержка молодых учителей, помощь школам в составлении колдоговоров и трудовых соглашений… Может показаться, что при таком обилии дел невозможно остаться спокойным и уравновешенным человеком. Однако суетливость – удел тех, кто не умеет верно распределять свои силы. К Александре Павловне это не относится. Она не производит впечатление человека, вечно спешащего. У нее всегда есть время, а главное – желание вслушаться в то, что говорит собеседник, в то, что он хочет сказать.

– В работе Александры Чернышовой живо проявляются ее личностные качества, – считает директор хворостянской школы №1 Е.Л.Лупорев. – Это подлинный демократизм в отношениях с людьми, душевная щедрость, искренность. У Александры Павловны каждый человек вызывает интерес, и первое ее желание – понять, помочь, поддержать.

Завуч Хворостянской школы В.В.Ерохина чистосердечно признается:

– Если бы не Александра Павловна, я бы, наверное, не смогла стать завучем. Она умеет определить творческую индивидуальность каждого, с кем приходится работать. И мне она помогла проявить свои профессиональные качества.

– Наши учителя и дети с помощью Александры Павловны отдыхают в санаториях и лагерях, – рассказывает директор Талицкой СОШ Наталия Нестерова. – Все школы подписаны на газету «Мой профсоюз», в полном объеме распределяется надтарифный фонд оплаты труда, а это означает, что каждый работник коллектива получает доплату по заслугам.

– Есть приспособленцы, а есть истинные труженики, – говорит директор Дубовской школы Ю.Н.Ермолова. – Александра Павловна приспосабливаться не умеет и не любит: это не в ее характере. Она прямой человек.

Как отмечают учителя школ района, Александра Павловна смогла совместить работу педагога и профсоюзного деятеля, две самостоятельные профессии. Тем не менее никто не может упрекнуть ее в дилетантстве. В чем тут секрет?

– Я поняла, что если искренне жить проблемами коллег, – говорит Александра Чернышова, – успех придет обязательно.

Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте