Андрей Андрюшков, заведующий лабораторией ИСРОО: – Одна из актуальных задач Школы будущего состоит в определении характера изменений, которые должны произойти в воспитательном процессе. В традиционной советской школе воспитание играло ключевую роль. Однако возникшие в 90-е годы ХХ века тенденции разобщенности, разрыва между ценностями поколений и неопределенности в понимании государственных целей стали реальной угрозой культурной самобытности нашей страны. Сегодня в России существуют все возможности для того, чтобы школа в борьбе или в сотрудничестве с теми, кто действительно влияет на самосознание и становление нравственных ценностей молодежи, сформировала свою позицию.
В настоящее время уже сложился запрос государства на формирование тех позиций мировоззрения молодежи, которые позволили бы ей активно участвовать в развитии нашей страны, усиливая ее позиции на международной арене. Именно поэтому воспитание становится кардинальным вопросом построения Школы будущего. Те московские школы и коллективы разработчиков, которые в рамках программы «Строим Школу будущего» акцентируют свою экспериментальную и инновационную деятельность на проблемах воспитания, исходят из осознания того, что общественные и культурные условия, в которых мы сегодня живем, существенно отличаются от тех, в которых была сформирована система воспитания советской школы. Во-первых, дети сегодня находятся в открытой информационной среде, в среде конкуренции мировоззрений, взглядов на ключевые нравственные проблемы, видений целей развития России и оценки российской истории. Во-вторых, в российском обществе происходят сложные процессы: заметное расслоение семей по уровню доходов, не всегда позитивная либерализация норм общественной жизни. В-третьих, Россия сегодня вынуждена, чтобы сохранить права на самобытный цивилизационный путь, мощно заявлять свою позицию и успешно реализовывать сложную международную политику на основе индустриального и духовного развития. Наконец, можно указать на очень важную для формирования российского самосознания проблему прерывистости исторического пути России в ХХ веке. Очень сложно выполнять задачи патриотического воспитания, одновременно формируя гордость за многочисленные подвиги советского народа и освещая события времен перестройки и распада Советского Союза как способствовавшие становлению современной России.
Поиск решения всех этих проблем связан с появлением в московском образовании новых воспитательных технологий, которые ставят задачу формирования у ребенка способности понимать и решать проблемные вопросы современности, это, например, мировоззренческие проблемные форумы, посвященные анализу вопросов истории России ХХ века, или же межшкольные детско-взрослые конференции на тему «При каких условиях Россия может стать мировым лидером?». За этими формами стоят специальные методики. Задача воспитания состоит не в том, чтобы заставить детей повторять патриотические слова, а в том, чтобы научить их ориентироваться в проблемных контекстах и самостоятельно отвечать на эти проблемы, укрепляя позицию нашей страны. Благодаря информационной обеспеченности школ мы можем проводить проблемные форумы в форме телеконференций между регионами Российской Федерации. Специально организованные дискуссии между школьниками Сахалина, Нефтеюганска, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы по актуальным проблемам развития современной России позволят нам решить одну из важнейших государственных задач – воспитание нового поколения граждан. Совместная работа молодежи над проблемами будет способствовать формированию молодого поколения как общности и осознанию своего места в истории Отечества.
Другой важнейший вопрос воспитательной практики, тесно связанный с обозначенными, – формирование российской идентичности, российского самосознания у молодого поколения. На наш взгляд, приоритетное направление воспитательной работы в московских школах – это формирование у учащихся столичного мировоззрения. Такая программа сегодня реализуется в школе №2030. Молодой житель столицы обязательно должен быть способным понимать и разрабатывать проекты развития регионов России, включаться в обсуждение ее общих современных проблем и в то же время участвовать в диалоге с представителями других наций и государств с позиции нашей страны. Какие воспитательные формы позволяют развивать эти способности, необходимые для подлинного российского самосознания? Прежде всего это образовательные экспедиции в регионы России. Программа детско-взрослых экспедиций «Границы русского мира», в которую включены московские школы, – это поездки в пограничные регионы России (Бурятия, Хабаровск, Сахалин, Калининград и так далее). В этих регионах проблема сохранения российской культуры стоит наиболее остро, дети в таких экспедициях учатся понимать уникальность местной социальной и культурной ситуации, разрабатывать (во взаимодействии с экспертами) проекты развития регионов. Очень важно, чтобы в программу таких экспедиций включались школьники всей России, требуются федеральные программы экспедиций. Именно так, через активное погружение в ситуацию на границах русского мира, у молодого поколения формируется видение единства России. Страна осознается как «единое тело». Следующая форма – телемосты, телеконференции с детьми, с молодежью других стран, на которые выносятся общие для молодого поколения проблемы современного мира и проекты будущего мироустройства.
Наконец, очень важны технологии воспитания в детях активной социальной позиции, активной и конструктивной. Многие проблемы агрессивной формы молодежного поведения в обществе связаны с тем, что на протяжении всего времени обучения в школе дети редко выступают в качестве субъектов, которые действительно могут повлиять на общество. «Ты еще мал», – говорят ребенку и школа, и семья, и общество. Поэтому необходимы социальные проекты, ставшие уже почти нормой правильно выстроенной воспитательной системы любой школы Москвы; переговорные площадки, на которых дети вступают во взаимодействие с представителями власти, предъявляя свои взгляды на развитие района, округа, города; различные формы участия молодежи в управлении (либо в роли дублеров «взрослых» правительств, как молодежное правительство, либо в качестве стратегических советников при управленческих структурах, как создающаяся сейчас при префектуре СЗАО молодежная комиссия по реиндустриализации). Очень важно, что в Москве мы, педагоги, находим понимание у власти, что у учащихся огромный потенциал видения будущего, проектный потенциал. В кооперации с властью школа создает такие формы участия ребенка в проектировании будущей жизни на территории своего района, города, страны – это ключевой ресурс воспитания нового поколения.
Комментарии