Говоря сегодня о нашей Новой школе, мы не можем не подводить итоги нашей работы над проектами «Строим Школу будущего» и «Школа информатизации». Важным фактором становления и развития экономики страны стали инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникативных технологий. Школа ближайшего будущего с точки зрения информатизации представляет собой сообщество активных пользователей – учеников и учителей с личным компьютером у каждого, объединенных в сеть.
Наш округ провел большую работу для создания начальной технологической базы, формирования кадрового потенциала. Работа в экспериментальном режиме, участие в рабочей группе «Школа информатизации» под руководством префекта Анатолия Смирнова позволили накопить необходимый опыт, определить приоритеты. В образовательных учреждениях округа достигнуто новое качество их информатизации. Все школы округа в прошедшем учебном году получили лицензионный стандартный базовый пакет программного обеспечения (56 дисков). 11 учреждений оснащены комплектами для проведения видеоконференций. В округе осуществляется систематическая и планомерная работа по повышению профессиональной ИКТ-квалификации работников образования. За прошедший учебный год число учителей, использующих на уроках ИКТ, возросло с 17 до 54%. За прошедший период все 100% дошкольных учреждений были подключены к сети «Интернет».
Сделано много, но нам необходимо более системно и последовательно планировать процесс информатизации в ОУ, управлять им, осознавать потребности и предвидеть результаты внедрения новейших информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Приоритет должен быть отдан не количеству техники, а качеству применения и результатам внедрения этой техники, в конечном итоге – качеству образования.
Основной документ планирования и управления информатизацией в ОУ – Программа информатизации. Приоритеты развития – активное внедрение электронных сервисов (электронный журнал, дневник, карточка учащегося), содержательное развитие локальных сетей, внедрение информационных систем, позволяющих динамично вести разнообразные базы данных образовательного учреждения. Приоритетной для всех школ остается деятельность по созданию и поддержанию электронных портфолио учеников и сотрудников школы, по качественно новому использованию ресурсов Интернета, по дальнейшему развитию сайта ОУ. В этом направлении предстоит очень много сделать. Очень просто один раз вывесить в Интернете на всеобщее обозрение сайт-визитку, своего рода рекламу учреждения. Гораздо сложнее сделать сайт живым, развивающимся, нужным детям, родителям, преподавателям. В нынешнем учебном году мы продолжаем работу по совершенствованию методического сопровождения дальнейшего развития на базе интернет-технологий дистанционного образования, профессиональной ориентации учащихся, системы подготовки к ЕГЭ. Овладение и использование учащимися ИКТ позволит повысить в будущем конкурентность молодых людей на рынке труда. Информатизация делает школу открытой, понятной, прозрачной, привлекательной для детей и родителей.
На протяжении всей истории развития школы в том или ином виде всегда возникает дискуссия на тему «Какова же главная задача педагога – учить или воспитывать?».
Нас волнует воспитательное пространство в Зеленограде. Это, может быть, одно из самых сложных направлений, по которому мы продвигаемся пока медленно. Для образовательных учреждений остается характерным недостаточное внимание к задачам управления воспитательной системой, зачастую воспитательная работа сводится преимущественно к проведению культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий. Это не значит, что зеленоградские учреждения образования за последние годы не нашли свои пути решения воспитательных задач. Сделано немало, например, создается система ученического самоуправления, накапливается опыт по воспитанию толерантности, впервые проведен окружной фестиваль научно-технического творчества. Работа с детьми и молодежью приобрела межведомственный программный характер. Значительный вклад в эту работу вносит окружной Центр гражданско-патриотического воспитания на базе школы №1150 и Центр по взаимодействию с детскими общественными организациями на базе школы №854.
Несомненно, воспитательный процесс становится более продуктивным, когда его организаторы, педагоги и родители хорошо представляют себе, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, с кем дружат, чем увлекаются, какие у них взаимоотношения друг с другом и с окружающими людьми, каковы их успехи и трудности. Важной задачей становится усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, так как давно известно, что стандартных детей нет. В этой связи особую значимость приобретает роль классного руководителя. Для ребенка и родителей это первое лицо, первый посредник в общении родителей со школой, и только за ним – администрация школы, учителя-предметники. Сегодня роль классного руководителя, как мне кажется, во многом также сводится к календарному плану работы.
Классный руководитель – полномочный представитель ребенка и перед педагогическим коллективом, его доверенное лицо. Так, по крайней мере, должно быть. Ведь не случайно государство в приоритетном национальном проекте, в первую очередь в своей поддержке школы, обратило внимание на фигуру классного руководителя. А если мы по этому поводу недоумевали, то только потому, что его роль и функция в каждой конкретной школе сведена к минимуму: классным часам, которые и на переменке можно провести, проверке и росписям в дневнике, дежурным вопросам, родительским собраниям, да еще объявлению о сборе средств на «нужды школы».
Ребята хотят признания и успеха, но они добиваются его не в школе, а за ее пределами: в подъезде, на улице, в подвале. И, как показывает практика, подростковые проблемы оказываются далеко не детскими, подростки субъективно воспринимают их как жизненные тупики, влияющие на поведение. В экстремальном варианте развития ситуация переводит ребенка в «зону риска», асоциального поведения, агрессии. И, к сожалению, такие примеры у нас есть. А чтобы таких примеров не было, должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. Главное, не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью, исповедовать педагогику успеха: в общении с детьми элемент критики не должен бать доминирующим. Практика показывает, что эффективность воспитательной работы в современной школе во многом определяется полнотой участия в ней всех организаторов воспитания: заместитель директора по воспитательной работе – классный руководитель – социальный педагог – вожатый – психолог. Нельзя умалять роль вожатого в воспитательном процессе, его задача – организовывать взаимодействие с общественными объединениями, досуговыми клубами и молодежными советами. В новом учебном году мы планируем приступить к формированию модели службы правового консультирования участников образовательного процесса, созданию в образовательных учреждениях службы уполномоченного по правам ребенка с представлением ему полномочий в соответствии с международными стандартами по защите прав ребенка (базовые школы №№604 и 638).
Наша общая задача при выборе дальнейшей стратегии развития системы воспитания округа – переход на комплексно-целевое планирование нашей деятельности, на его основе создание понятного всем календаря. Нам нужно создать единую систему воспитания, чтобы мы четко знали, чего хотим достигнуть, что воспитать в наших детях, каким выпускник должен выйти за порог школы, какие качества должны привить ему педагоги, какими способами, методами, технологиями мы должны это сделать. На первый план вышла задача повышения привлекательности и конкурентоспособности каждого учреждения. Сегодня в образовании должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Для того чтобы округ работал в едином русле и решал задачи программы «Столичное образование-5», мы разработали систему ресурсных центров и творческих мастерских опытных руководителей, определили образовательные учреждения, которые будут работать в новом учебном году в режиме ресурсных центров по приоритетным направлениям деятельности.
Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось уже с 1 сентября 2009 года. В округе эту задачу будут поэтапно отрабатывать школы №№609, 718, 852,1353, 1150, Центр образования №2045. Внедрение обновленных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы качества образования. Лев Толстой писал: «Важно не количество знаний, и качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Школе предстоит развивать оценку качества при переходе с одной ступени на другую, внедрять инновационные механизмы добровольной оценки качества. В округе эта задача будет реализовываться через городскую экспериментальную площадку, в которую входят образовательные учреждения №№617, 845, 853, 909, 1913, 1940, 1151, 1557. Для повышения эффективности образовательных успехов и стимулирования развития обучающего необходимо не только обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, но и создать систему оценки образовательных достижений ребенка, учитывающую динамику его развития, в том числе и во внеурочной деятельности. Создание так называемого портфолио, отражающего все результаты ребенка, ориентировано на мотивацию к обучению, а в конечном итоге – на достижение успеха. В некоторых наших школах уже сегодня апробируется методика формирования портфолио не только учащегося, но и учителя. Для внедрения этой формы работы в массовую практику в новом учебном году мы предполагаем создать творческую мастерскую, включив в нее школы №№1353, 1912, 1810, 1890, гимназию №1528, интернат №7. Надеюсь, что итогом работы станет методический комплект, включающий рекомендации для организации работы учителя, руководителя, ученика и родителей, а также создана и внедрена электронная версия портфолио.
Не секрет, что в повседневной образовательной практике многие учителя общеобразовательных школ в основном применяют репродуктивные методы преподавания. Мы еще плохо учим детей размышлять, сопоставлять и анализировать, исследовать и проектировать. Международные исследования показывают, что наши школьники при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений испытывают затруднения в применении знаний. Проект «Наша новая школа» ставит задачу: ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли. Нам предстоит создавать систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, то есть расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений ребят.
Проблема, с которой сталкиваются школы при организации классов повышенного уровня образования, – это подбор учителей, которые способны эффективно преподавать в таких классах. В связи с этим в нынешнем учебном году окружной Методический центр планирует постоянно проводить семинар по организации проектно-исследовательской деятельности школьников, учебного процесса в классах повышенного уровня образования, в течение года – мониторинг качества организации профильного обучения для оказания индивидуальной помощи учителям. Руководителям школ необходимо повышать уровень требований к ответственности преподавателей за результаты обучения.
Новая школа требует и новых учителей. Ключевое понятие «Нашей новой школы» – фигура учителя. Без него невозможна реализация никаких реформ. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и профессионалы в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Следующий учебный год объявлен Годом учителя, запланировано много интересных мероприятий. Главная ставка – на лидера. Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Вложения государства в поддержку инновационных школ и лучших учителей открыли новые возможности. Педагогическое сообщество почувствовало, что от него требуется значительно больше, чем раньше.
Как известно, учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. В педагогическом процессе не должно звучать «Я научу вас!». Необходимо взять на вооружение тезис «Мы будем учиться!». Учителя должны осваивать информационные и коммуникативные компетентности, умения решать проблемы, работать в коллективе, слышать и других. Ключевой особенностью учительской деятельности становится формирование креативности у обучающихся и воспитанников.
В современном учреждении образования изменилась роль руководителя. Руководитель должен уметь выстраивать стратегию развития (программу развития), принимать управленческие решения, разбираться в экономике образования, знать образовательный маркетинг и образовательное право. В прошлом учебном году в целях изучения форм и методов управления современной школой, повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, расширения взаимодействия в социальной среде мы ввели в практику работы проведение дней руководителя. 14 школ и 7 учреждений дополнительного образования представили свой инновационный опыт, программы развития образовательных учреждений, развития информатизации ОУ и учебного процесса, первые итоги создания системы качества образования, экспериментальную деятельность, работу с педагогическими кадрами и другие вопросы.
В этом году эта работа будет продолжена. Кроме школ, дни руководителя войдут в практику работы дошкольных учреждений. Задача дошкольного отдела и методистов – оказать им необходимую помощь. Наша задача – обеспечить пошаговое движение к современной модели образования. Культура управления преобразованиями предполагает переход от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе.
Президентская инициатива «Наша новая школа» подготовлена трехлетним опытом реализации приоритетного национального проекта «Образование», в ней объединены многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования («Одаренные дети», «Здоровьесберегающие технологии в школе», «Нормативно-подушевое финансирование»).
Проект «Наша новая школа» должен быть детально изучен каждым педагогом. Этим вопросам будут посвящены предстоящие педагогические советы всех учреждений образования. Еще К.Д.Ушинский писал, что «Мы ничего не добьемся в школе, если не пропустим мысли через голову учителя».
Комментарии