Московское студенческое сообщество встретилось с представителями Министерства обороны РФ, представителями исполнительной, законодательной власти и общественных объединений, чтобы выяснить, что же даст им новая программа военного обучения и как привить чувство патриотизма молодому поколению.
В Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации состоялась VI Московская студенческая дискуссионная площадка на тему «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи». Более 150 человек собрались в актовом зале РПА МЮ РФ, в их числе представители администраций и органов студенческого самоуправления 70 крупнейших федеральных вузов столицы и общественных организаций. В заседании также приняли участие представители Министерства обороны РФ: начальник 4-го направления 2-го управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ полковник Александр Князев, ведущий консультант отдела организации морально-психологического обеспечения управления морально-психологического обеспечения и воинской дисциплины Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил РФ (ГУРЛС ВС) кандидат психологических наук Алла Белякова, консультант отдела по работе с общественными организациями управления государственно-патриотического воспитания ГУРЛС ВС Вадим Самойленко, консультант военно-мемориального отдела управления Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Игорь Миронов. Кроме того, в дискуссии приняли участие проректор по учебной работе РПА Минюста РФ, заведующий кафедрой административного и финансового права, член высшей квалификационной коллегии судей РФ Борис Россинский, заместитель военного комиссара города Москвы Алексей Астахов и заместитель декана юридического факультета РПА Минюста РФ, начальник отдела по воспитательной работе доцент Владимир Хевсаков. Модератором студенческой дискуссионной площадки был депутат Московской городской Думы Кирилл Щитов.В своем приветственном слове Александр Князев отметил: «Защита государства – одна из важных составляющих, которая обеспечивает само существование государства. Не случайно согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» военно-патриотическое воспитание – обязательная форма подготовки молодежи. С 1 апреля начинается очередной призыв граждан на военную службу. И вполне закономерны предложения от вузов, касающиеся прохождения военной службы студентов».В соответствии с новой программой предполагается, что юноша, который учится на военной кафедре гражданского вуза, добровольно подает заявление на участие в пилотном проекте. После отбора молодой человек будет направлен на военную службу в воинскую часть, соответствующую направлению получаемого в вузе образования и располагающуюся недалеко от дома, с периодичностью прохождения службы три раза по три месяца. Кроме этого, студенту засчитают еще три месяца обучения на военной кафедре. В итоге студент получит войсковую подготовку за те же 12 месяцев, что и при службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, но самое главное – прохождение военной службы студентами не пойдет в ущерб образовательному процессу.«Естественно, при реализации этой программы вузам придется увеличивать нормативные сроки освоения образовательных программ примерно на полгода. Новая программа потребует изменения в законодательстве, в частности, федеральных законов «Об образовании» и «О статусе военнослужащих» и, возможно, других. Все эти изменения будут воплощать в жизнь после того, как будут подготовлены практические рекомендации по реализации новой программы военного обучения студентов», – отметил Александр Князев.Тема гражданского и патриотического воспитания молодежи серьезно заинтересовала участников дискуссии, студенты с нескрываемым интересом задавали актуальные и даже острые вопросы, на которые с удовольствием отвечали члены президиума. Например, в ходе заседания участники поговорили о проблемах призывников. «Я думаю, что решение вопроса, касающегося здоровья призывников, должно проходить изначально через школы, поскольку программа на лучшую подготовку граждан к военной службе, в которой мы участвуем вместе с Генеральным штабом Министерства обороны РФ, показывает, что не все призывники могут выполнить элементарные нормы физической подготовки, и здоровье призывников, к сожалению, оставляет желать лучшего», – подчеркнул заместитель военного комиссара города Москвы Алексей Астахов.На вопрос, какая работа проводится для того, чтобы привить молодежи (помимо программ военного обучения) патриотические чувства, Алла Белякова ответила так: «Наш Президент Владимир Путин применил очень емкий термин в своем ежегодном послании: «духовно-нравственный скреп». И если мы говорим о формах работы по формированию этих скрепов, то скреп, на наш взгляд, – это укрепление, объединение всех сил общества по вопросам воспитания подрастающего поколения граждан».По мнению Аллы Беляковой, три основные черты духовных ценностей, которые должны быть присущи патриоту страны, – это чувство гордости за то, что ты живешь в России, законопослушное поведение всех слоев общества и чувство чести.Тему патриотизма развил Игорь Миронов: «Чтобы в себе формировать патриотизм, необязательно быть частью какой-то системы. Сам человек должен работать над тем, чтобы знать наиболее значимые вехи развития нашей страны. Патриотизм в каждом человеке должен начинаться со знания Родины, ее истории и сохранения этой памяти».Более подробно на программе развития патриотизма остановился в своем ответе на вопрос консультант отдела по работе с общественными организациями управления государственно-патриотического воспитания ГУРЛС ВС Вадим Самойленко. Он рассказал, что уже есть утвержденная Президентом России Владимиром Путиным государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: «Она расписывает все мероприятия, начиная с самого детского садика. В реализации этой программы принимают участие полтора десятка федеральных ведомств. Что же касается самосознания человека, то я ни для кого не сделаю открытия, если повторю фразу: «А что я сделал для своей страны?» Эта позиция правильнее, чем думать: «А что я получу взамен?»«Если мы с вами своих детей не воспитаем патриотами, то ни школа, ни общественная организация, ни вуз за нас эту работу не сделают. И мое глубокое убеждение, что работа по воспитанию патриотизма должна идти прежде всего в семье, – отметил депутат Московской городской Думы Кирилл Щитов. – Почему-то стало модно ругать свою страну, хотя это наш дом. Мы же не допускаем чужих людей в дела своей семьи, максимально защищаем ее. Почему же к своей Родине некоторые допускают критическое отношение? Надо относиться к своей стране так же, как и к своей семье».Из зала прозвучали и другие вопросы, в числе которых: кто занимается воспитательным процессом в армии? Как развить патриотический дух у девушек, ведь они не служат в армии? Смогут ли студенты, которые не проходят обучение на военных кафедрах и в учебных военных центрах, а также студенты тех вузов, где не предусмотрена военная кафедра, поучаствовать в пилотном проекте нового военного обучения? Какие средства используются для пропаганды патриотизма? На вопрос, нужны ли регулярные уроки истории в школьной программе, ответил заместитель декана юридического факультета РПА Минюста РФ, начальник отдела по воспитательной работе Владимир Хевсаков: «По поводу того, нужны ли на уроках истории встречи со старшим поколением, скажу, что они однозначно нужны. Мне особенно запомнилась одна фраза ветерана афганской войны, с которым мне посчастливилось общаться: «Основная цель пребывания на Земле человека – это повториться в людях», то есть воспитать детей, помочь людям, оставить свой след в жизни. В этом плане очень многое зависит от самого человека. Если говорить, в частности, о студентах, то для вуза главное – корпоративный дух, правильная цель и как следствие некое направляющее для студента. Но и благодаря инициативам студентов зарождаются и реализуются многие полезные проекты».
Комментарии