search
main
0

Без ставки на одаренность. Как создать интеллектуальную молодежную и подростковую среду

Омскому областному научному обществу учащихся «Поиск» исполняется 50 лет. В России больше нет примеров столь долгого существования общественной организации, не имеющей постоянных финансовых вливаний и жесткой административной структуры. Вряд ли «детская наука» смогла бы прожить так долго, постоянно развиваясь, без взрослой.

– В России есть несколько похожих обществ с непрерывным стажем, но у них другие принципы работы. Например, в Челябинске НОУ немногим младше нашего, но вся работа сосредоточена вокруг Дворца детского творчества. Ученые – почетные, но гости. У нас немного иная система ценностей, мне кажется, что заправилами в таком деле должны быть именно люди науки, – делится некоторыми секретами долголетия Руслан Симанчев, председатель совета кураторов омского областного научного общества учащихся «Поиск».Изначально было просто несколько кружков технического творчества на базе Омского государственного политехнического института, участники которых в 1968 году решили собраться вместе и рассказать, чем занимаются. И хотя в первой конференции участвовало всего человек 50‑60, принципы НОУ были заложены именно ею.- В идеале так и должна строиться работа – ребята вместе с педагогами делают свое дело, потому что оно им интересно, а не ради выступления на конференции, – объясняет Симанчев. – Конференция лишь вершина айсберга, где ты можешь рассказать о том интересном, что тебя занимает, над чем работал. Причем так, что тебя услышат люди науки. И ты услышишь их. Дети и ученые взаимно «переливаются», как сообщающиеся сосуды.Конференция стала системообразующим проектом НОУ «Поиск», с которой и началась практическая работа с реальными детьми. Идея была подхвачена горкомом партии, давшим задание дворцам пионеров. Но «заправилами» все же стали именно ученые. Точнее, молодые преподаватели, приехавшие в Омский государственный университет, созданный в 1974 году. – В НОУ «Поиск» я оказался в 1990 году, после 10‑го класса, когда занял первое место на олимпиаде по физике, – рассказывает профессор Сергей Белим, проректор Омского государственного университета по научной работе. – После второго курса университета был уже вожатым в летней школе, теперь езжу преподавателем. Оглядываясь назад, могу сказать, что погружение в научно-творческую среду «Поиска» если не подвигло меня к профессии, то укрепило в желании идти дальше по этому пути. На мой взгляд, НОУ «Поиск», как и школа, выполняет функцию моделирования будущей работы. Больше того, моделирует взрослую ситуацию, в которую и взрослому попасть трудно. Что такое летняя школа? По сути, она имитирует наукограды – академгородки, Сколково, где люди собираются вместе, чтобы делать науку, создавая особое сообщество со своей атмосферой. Симанчев попал в НОУ «Поиск» третьекурсником математического факультета Омского государственного университета – в 1982 году его пригласил вожатым в летнюю школу один из ее основателей Геннадий Фридман. В 1996 году, когда все рушилось и даже «Поиск» коснулось безвластие, вместе с другими молодыми преподавателями организовал свою летнюю школу, после чего его выбрали председателем совета кураторов. Казалось бы, люди думают только о том, как выжить, но именно эта летняя школа стала самой массовой со времени своего существования. Конечно, Руслан Симанчев многому научился у Василия Морозова, Георгия Кукина, Вадима Сергеева, Валерия Некипелова, ученых из омских вузов, возглавлявших НОУ в разные годы. Но работу своей команды построил по-своему. Государственное финансирование закончилось, и НОУ «Поиск» стало самостоятельным, Симанчев зарегистрировал его как детскую областную общественную организацию, начав собирать в него научную общественность. Сегодня в совете кураторов 18 человек. Костяк образовался не из методистов, как когда-то, а из ученых вузов: классического и педагогического университетов, Политехнического института, аграрной, медицинской, автодорожной академий.- Наверное, моей бы энергии хватило, чтобы стать успешным предпринимателем, вместо того чтобы заниматься «Поиском», подрабатывая сторожем, маляром… Но мы делаем то, что умеем, и то, что нравится.Летняя школа – это лагерь, «резервация для нормальных детей», как говорит Симанчев, где происходит полное погружение в особую интеллектуальную среду. Сейчас в ней 18 научных направлений, преобладают математики и естественники: «Поиск» изначально больше ориентировался на наукоемкие профессии. НОУ существует на довольно ограниченные средства – выигрывает в областном конкурсе профильных смен, за что получает 730 рублей на человека в день. Затраты при этом больше: в отрядах по 2‑3 педагога вместо полагающегося одного – ученые и вожатые. Совет кураторов работает на общественных началах, символические деньги, которые выплачиваются консультантам и преподавателям «Поиска», образуются от детско-родительских взносов, тоже небольших, впрочем. Нынче повезло – выиграли президентский грант на юбилейные мероприятия. В ближайших планах теперь две конференции всероссийского масштаба – для детей и преподавателей с участием ведущих российских ученых, мини-школа с демонстрацией образовательных и воспитательных наработок. Симанчев отбирает преподавателей – лекторов, консультантов, руководителей проектов, по его признанию, шестым чувством. Смеется:- Ученый может быть великим, но дети в этом не виноваты. Не каждый может с ними работать.Рядом с каждым из профессоров и доцентов, сотрудничающих с «Поиском», всегда много студентов, они действительно «властители дум». Так что нет проблем ни с набором вожатых, ни с помощниками в проектах, ни с руководителями докладов школьников. Этого Дворец детского творчества, конечно, делать не может.- В летней школе формат обучения близок к университетскому. Лекции, лабораторные, курсовые, проекты… Тоже моделирование университетской жизни, – считает профессор Белим. – Ребята приходят в университет, находятся в его стенах, общаются с научным руководителем или консультантом, слушают его рекомендации. Вузу, безусловно, нужно, чтобы сокращалась дистанция от школы до него. По мнению профессора, Симанчеву удалось не только создать действенную команду, наладив диалог поколений, организовав преемственность. Он уловил время, интуитивно осознав место.- Омск – удивительный город: миллионник, в котором нет академгородка, серьезного представительства Российской академии наук. Может быть, именно поэтому в Омске высоко котируется научная среда – и дети, и их родители хотят попасть туда, – говорит Белим.Собственно, именно этим и занимается НОУ «Поиск» – создает новую среду старого города. В Омске очень молодая наука, здесь нет вузов с большой историей, научные школы только создаются. Притом что работа в НОУ не дает детям никаких льгот для поступления в вузы, количество желающих участвовать в нем постоянно растет. Членами НОУ «Поиск» сейчас являются более 10 тысяч школьников Омска и области, а также студенты, аспиранты, преподаватели вузов и школьные учителя.- Мы не работаем с одаренными. Концепций одаренности множество, как и определений. Делать ставку на одаренность отдельно взятого человека опасно, все может измениться завтра. Мы создаем в регионе здоровую интеллектуальную молодежную и подростковую среду. Охватываем как можно больше людей, и количество переходит в качество. Дело не в цифрах, для того чтобы из школы вырос перспективный студент, надо, чтобы движение имело массовый характер.Поиск организует консультационные семинары для педагогов именно для этого: учить учителей, которые учат детей, – это эффективно для создания интеллектуальной среды, и не только детской, но и взрослой. Для учителей участие в НОУ, поощряемое стимулирующими выплатами, давно превратилось в некий знак качества: этот педагог знает и любит свой предмет. Люди науки тоже постепенно увлеклись детскими исследованиями. Долгое время – почти 10 лет – НОУ находилось на территории Омской экономической лаборатории, которой руководил Валерий Карпов, ныне председатель Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Тогда общение было скорее «соседским» – ученые посещали мероприятия «Поиска», ребята приходили к ним, но больше как зрители. Сейчас, по мнению Карпова, «Поиск» важен как никогда – в стране кадровый голод. НОУ теперь, можно сказать, начальная ступенька ОНЦ: он рассматривает школьников как своих будущих сотрудников. Точнее, по словам Валерия Васильевича, ребята уже делают большое дело – расширяют общение научного центра с вузами, в которые идут учиться. Теперь НОУ «Поиск» вошел отдельной строкой в программу развития Омского научного центра. «Резервация для нормальных детей» расширяется, а значит, омский академгородок не за горами. Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте