Лицей города Троицка входит в Топ-400 московских школ, получил грамоту и сертификат достоинством в 100000 рублей как лауреат рейтинга московских школ «За успехи в математическом образовании в 2012-2013 учебном году». Естественно, возникает вопрос: как педагогический коллектив добился таких успехов и что представляет собой это учебное заведение?
Очень немногие школы страны могут гордиться тем, что на входе висит доска с подобным текстом – «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей города Троицка», победитель конкурса «Лучшие школы России-2006», уже более шести лет первый и последний звонок лицеисты дают серебряным колокольчиком, полученным за эту победу. Это только одно из многочисленных достижений лицея.Наш лицей – многопрофильное образовательное учреждение II и III ступени (5-11-е классы). Формирование лицейских классов происходит с 8-го класса на основе тестирования по профильным предметам, а также по русскому языку. На каждой параллели существуют общеобразовательные классы (универсальный учебный план).В лицее существуют физико-математический, технический и естественно-математический профили. Они основаны на тесном сотрудничестве с вузами (МФТИ, МИФИ, МГУ, РУДН), а также с институтами наукограда Троицка. Решение о создании конкретных профильных классов принимается родителями учащихся на специальном собрании.Результаты учебной деятельности лицея высоки, что неоднократно подтверждалось независимыми исследованиями: PISA 2003 (четвертое место в России), TIMSS 2007, результаты ЕГЭ (средние баллы значительно превышают средние по стране и средние по региону), ежегодные 100-балльные результаты ЕГЭ за последние годы (математика, русский язык, физика, информатика), попадание в рейтинг лучших школ Москвы в области математического образования (2013 г.), 100% учащихся 9-го ФМ-класса получили «5» на экзамене ГИА по математике (2013 г.). Лицей ежегодно показывает высокие результаты на олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней. В результате мы получили гранты мэра Москвы «За достижение высоких результатов в образовательной деятельности» в 2012 и 2013 гг., а также два года занимаем самое высокое место в рейтинге лучших школ столицы среди школ Новой Москвы.В лицее 16 лет работает научное общество учащихся (НОУ). Практическое приобщение учащихся к элементам научной деятельности, участие в научных конференциях школьников и студентов городского, регионального, общероссийского и международного уровней, мероприятия НОУ с участием выдающихся ученых города-наукограда – все это мощный стимул к более серьезному и осознанному отношению к учебе, особенно по профильным предметам. Учащиеся лицея регулярно становятся дипломантами международных и всероссийских конференций.В лицее трудятся учителя с высоким творческим потенциалом. Два заслуженных учителя России (Н.Кивирян и Л.Мишина), два лауреата гранта Президента РФ (Н.Астрахарчик и Д.Ивашкина), 6 учителей – кандидаты наук; 5 педагогов имеют звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 31 учитель высшей квалификационной категории. Ежегодно педагоги лицея публикуют 10-15 работ в научно-педагогических изданиях. Тенденция последних лет – учащиеся (члены НОУ) становятся соавторами учителей в публикациях. Радующая тенденция двух последних лет – приход молодых специалистов.В лицее работает управляющий совет (с 2007 года) – орган государственно-общественного управления и как в автономном учреждении наблюдательный совет (с 2011 года). С 1998 года в лицее есть школьный парламент – орган ученического самоуправления, создано волонтерское движение, играющее большую роль в патриотическом воспитании школьников, помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Лидер движения волонтеров Елена Шутова стала победителем городского конкурса «Человек года-2010» в номинации «Надежда», команда «Lyceumteam» стала лауреатом Всероссийского командного турнира «Молодежное самоуправление» (2010 г.), а президент школьного парламента Марина Устинова в 2013 году победила во Всероссийском конкурсе «Молодежный общественный лидер», с 2002 года регулярно выходит наша школьная газета «Лицеист». Лицей имеет собственные флаг, гимн, эмблемы, девизы, символы, которые играют значительную роль в создании имиджа и особой лицейской атмосферы.Видимый результат качественной учебной и воспитательной работы лицея – его востребованность социумом («голосование ногами»). Например, в этом учебном году в школе прибавилось 3 класса, и при этом было невозможно принять всех желающих.Лицей города Троицка – уникальное образовательное учреждение, неоднократно становился победителем многих престижных российских и региональных конкурсов, обладателем грантов. Как председатель управляющего совета лицея, отмечаю его уникальность в том, что здесь сформированы и поддерживаются академическая классическая система образования, креативная среда, демократический и рациональный подход к обучению. В лицейской среде совмещены, казалось бы, несовместимые полярные принципы: демократизм, относительная либеральность, академизм, с одной стороны, и высокая ответственность, профессионализм и требовательность как педагогов, так и учащихся к выполнению своих обязанностей, с другой стороны.Ежегодные высокие результаты лицея по всем направлениям подготовки учащихся подтверждают правильность и эффективность выбранной модели образования и воспитания учащихся. Лекционно-семинарская система занятий в профильных классах, осуществляемая преподавателями, позволяет выпускникам лицея легко адаптироваться в вузовской среде, причем среде ведущих вузов страны, побеждать на олимпиадах, получать высокие баллы на ЕГЭ.Как мама двоих детей – выпускников лицея и уже выпускников ведущих вузов страны (МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет ВМиК, и Бауманского), могу подтвердить высокую эффективность лицейского образования. Большой след у детей оставили уроки физики (Н.Кучер, В.Андрианов), уроки математики (А.Толмачев, И.Нор), а также классные руководители Т.Прокофьева и Е.Киселева.Как председатель управляющего совета лицея с 2007 года, могу отметить, что управляющий совет действительно не формальный, а работающий орган, в рамках которого обсуждают и принимают коллегиально решения по текущим и стратегическим вопросам лицейской жизни. В работе совета принимают участие представители родителей, общественности города, учителя и учащиеся старших классов лицея.Уверена, что благодаря взвешенной, разумной политике руководства лицею удается сохранять высокий уровень академизма, открытости новым образовательным технологиям, расширению творческого сотрудничества с ведущими вузами страны и показывать каждый год высокие результаты и на олимпиадах всех уровней, и при сдаче ЕГЭ.
Комментарии