В седьмой раз состоялись в Москве Международные педагогические чтения Шалвы Амонашвили, организованные Международным центром гуманной педагогики, Московским городским педагогическим университетом и Международным центром Рерихов при поддержке Российской академии образования.
Впервые Рождественские чтения проходили на базе МГПУ. На них съехались более 700 человек из 60 регионов России и СНГ. Открывал чтения ректор МГПУ В.В. Рябов, 10 лет назад учредивший в своем университете лабораторию гуманной педагогики.
Нынешняя встреча гуманных педагогов проходила под девизом: «В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры».
«Культура есть прибежище, где дух человеческий находит путь к религии и ко всему просвещенному и прекрасному», – писал Николай Рерих. Академик Дмитрий Лихачев считал, что именно культура оправдывает перед Богом существование народа и нации – она собственно и творит народ и нацию из «просто населения». И все общие встречи, «круглые столы» и мастер-классы нынешних чтений были посвящены проблемам культуры: как ее разглядеть, воспитать, развить, как в ее русле строить бытовые, семейные и школьные отношения, как избавляться от ее суррогатов «второй свежести» и без страха и упрека принимать культуру будущего.
Чтобы победить тьму, надо зажечь свет – на столе президиума горит свеча. Перед каждым выступлением заливаются малиновым звоном билы – удивительный инструмент, гармонизирующий среду, как церковные колокола. В общем, обстановка несколько неожиданная для человека, привыкшего к официальной корректности научных симпозиумов и конференций. Но именно такая обстановка сочетается с такими выступлениями. Вот как прошел один из дней Рождественских чтений.
После приветствия Шалвы Амонашвили выступил православный священник отец Павел. «Уникальный человек, – представил его Шалва Александрович, – у него и школа есть!»
Современная цивилизация навязывает идею счастья, которое зависит от изобилия материальных благ, и мы забываем, что питать следует не только тело, но и дух – молитвой, церковными таинствами и добрым воспитанием. Наша реальность – беспризорные дети, наркомания, алкоголизм – требует учителя-подвижника, способного привести ребенка к свету. Миром православного ребенка должны быть семья, школа и церковь.
Долгое время мы считали человека мерой всех вещей, но ведь важно, какой это человек, свободен ли он или остается рабом своих страстей и пороков. В основе гуманной педагогики лежит Христоцентризм, поэтому у Амонашвили слово «человек» пишется с большой буквы.
Станислав Зенин, доктор биологических и философских наук, профессор, заведующий проблемной лабораторией лечебно-диагностического центра, сделал сообщение об информационной системе воды.
Почему вода издавна считается символом жизни? Почему она является универсальным растворителем? Почему ее структура меняется при солнечных затмениях и землетрясениях? Как отражается на ее свойствах энергетическое воздействие – будь то «магнитная мешалка» или участие экстрасенса?
Эксперимент ученого четко проводит грань между наукой и шарлатанством. Зенин исследовал воду на молекулярном уровне и открыл новый элемент ее структуры, который объясняет удивительное свойство воды сохранять информацию – эффект «заряженной воды», который до сих пор шокирует приверженцев вульгарного материализма. Таким образом, на примере исследования воды снимаются противоречия между наукой и религией.
Проблеме «детей нового сознания» было посвящено выступление Виктора Никитина. Хорошо было Гесиоду жаловаться на «нынешнюю молодежь», но в наши дни с появлением детей «космического сознания» взрослым как-то неприлично говорить, что дети стали хуже, чем раньше. Их уникальные способности и мудрое отношение к жизни требуют особого отношения взрослых и специального изучения. Современной науке известна синестезия – восприятие действительности сразу всеми органами чувств: одни воспринимают звуки как цвета, другие видят цифры и формулы в окружающем пространстве и решают математические задачи, а кто-то к тому же различает эти цифры по запаху и вкусу.
За последнее время у нового поколения открыто столько удивительных способностей, что стоит задаться вопросом: может, все эти свойства свойственны вообще человеку, но отмирают, не получив нужного развития? Может, следует считать все эти сверхъестественные качества детей нового сознания нормой, а наши способности – просто недоразвитыми? Попробуем принять систему, в которой живут наши дети, не будем подчинять их мышление нашим шаблонам и стереотипам, а сами постараемся вырасти до нового сознания. Согласитесь, что это более гуманный подход к детям.
Эту тему продолжила Инна Берич, представитель философской культуры.
Хотя у нас на Земле не райские условия, но педагогика должна быть оранжерейной. Ребенок – представитель всего космоса, всего совершенства, с которым Бог создал эту землю, и он должен понимать, что живет на прекрасной земле и с прекрасными людьми. Мы должны вывести его к желанию созидания, преображения, любви – это заложено в нашей генетике. И когда ребенок станет подростком и ему придется спуститься на землю, у него уже будет наращена сила сопротивления злу. Подростком он осознает себя членом общества, но социализация – это одно, а воспитание – совсем другое, это приобщение ребенка к миру идеальных образов. «Непротивление злу насилием» – лишь половина формулы, полностью она звучит так: непротивление злу насилием, но противление добром. Эволюционное задание человека – преобразить материю. Педагогический процесс должен приводить ребенка к идеальному образу. Вот для этого Амонашвили и выпускает антологию гуманной педагогики – уже вышли 50 из 100 томов.
После таких выступлений захотелось приобрести все 50 томов антологии, побывать на всех мастер-классах, но, не принадлежа к «поколению индиго», не обнимешь необъятного, и я обратилась к батоно Шалве: на какой мастер-класс посоветует он пойти представителю «Учительской газеты»? Что самое интересное?
Он ответил немедленно, не задумываясь:
– Бизнесмен из Владивостока построил деревню для детей-сирот, сам с ними живет, воспитывает… удивительный человек! Идите к нему.
Олег Петрук действительно оказался удивительным человеком, но о нем – отдельный рассказ в следующих номерах.
В заключение скажу, что тема следующих VIII Педагогических чтений естественно вытекает из выступлений учителей – «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».
Комментарии